Школы управления в менеджменте: последовательность развития управленческой мысли!

Содержание статьи:

Видео: Специфика российского менеджмента!
1. 7 принципов школы рационализма!
2. 9 принципов классической школы!
3. Главное люди- школа отношений!
4. Школа бихевиористов -раскрытие человеческого потенциала!
5. Методология школы количественного управления!
6. Послесловие.

Как формировались школы управления в менеджменте?

Исторический процесс – поистине уникальное чередование последовательных явлений, которое предполагает неразрывную связь между прошлым и настоящим человечества, в некоторой степени формируя его будущее. В этом контексте, администрирование неразрывно связано с возникновением и развитием новаторских подходов управленческой мысли.

Если следовать логики И. Канта, определяющей независимость знаний от практики, школы управления в менеджменте, несомненно, играют роль императивов для молодых управленцев – выпускников ВУЗов, которым предрешено творить собственную историю на основе опыта предшествующих поколений.

Школа научного управления – рационализм в менеджменте (1885 – 1920 гг.)

У истоков рационального обоснования организации труда стояли величайшие теоретики и практики эпохи индустриализации. Среди них: Фредерик Тейлор, Генри Форд, Фрэнк Гилберт и Генри Гант. Благодаря их исследованиям, менеджмент обрел статус самобытной сферы управленческой деятельности.

Доктрина школы научного управления основывается на следующих принципах:

  1. Конкурсный отбор на занимаемую должность в организации необходимо проводить методом научного обоснования способностей конкретных претендентов, взяв во внимание уровень образования, моральную стойкость и физическое состояние.
  2. Справедливое распределение обязанностей стоит во главе угла по созданию наиболее продуктивного рабочего процесса.
  3. Стимулирование эффективности производства – подготовка и повышение квалификации рабочих рук.
  4. Прямые контакты администрации с трудовым коллективом – повсеместное сотрудничество.
  5. Наличие специализации на всех уровнях управленческой и трудовой деятельности.
  6. Дифференцированная оплата труда – как способ мотивации сотрудников, предусматривает планы по выработке, в случае перевыполнения стандартной нормы, оплата повышается в пропорциональном порядке.
  7. Внедрение системы обязательных перерывов на отдых.shkoly-upravleniya-v-menedzhmente-11

В конечном итоге, рациональная школа управления считает рабочего стандартизированным исполнителем предписаний руководства для достижения поставленных целей организации.

[warning]Также рекомендуем ознакомиться с материалами:

«Топ-менеджмент — это? Что нужно знать, чтобы стать Большим начальником?»
«Менеджмент — самая важная профессия в мире для бизнеса!»
» Менеджмент организации- вся правда об этой науке!»
«Вредные привычки, которые убивают продуктивность в работе!»
«Время-деньги. Правильное управление временем! [/warning]

Административная – классическая школа (1920 – 1950 гг.)

В отличие от научной школы управления в менеджменте, классическая – разрабатывала проблематику усовершенствования организации в целом. Как в контексте оптимизации управленческой системы, распределив предприятие на структурные подразделения: финансовый, технический, коммерческий, административный, так и в сфере управления персоналом.

К представителям классической школы относят французского инженера, отца-основателя административного менеджмента Анри Файоля, немецкого ученого Макса Вебера, вице-президента компании «General Motors» Джеймса Муни.

Симбиоз «универсальных принципов управления» А. Файоля и «концепции рациональной бюрократии» М. Вебера составляет основу административной школы управления, которая предусматривает:

  1. Высокий уровень разделения труда
  2. Строгую иерархию с определенными полномочиями и ответственностью каждого сотрудника предприятия
  3. Прописанные стандарты по оценке работы – контроль
  4. Отсутствие личных интересов во время рабочего процесса
  5. Дисциплину – соблюдение установленных норм поведения
  6. Порядок
  7. Стимулирование работников
  8. Сплоченность и стабильность коллектива
  9. ЦентрализациюBusinessman deadline

Школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.)

Сторонники школы человеческих отношений представляли организацию как единую социальную систему. В конечном счете, цель новаторских, для своего времени, подходов заключалась в достижении максимальной эффективности работы предприятия, благодаря использованию человеческого ресурса.

В этом процессе главенствующая роль отводилась менеджеру, который становился неформальным лидером коллектива.

Теоретики менеджмента, придерживавшихся концепции «движущая сила человека – потребности», пришли к выводу, что характер человеческих отношений имеет не меньшее влияние, чем рационализация и стандартизация трудовой деятельности. Это и определило передовую мысль школы отношений.

Бихевиористская школа (1950-ые гг. – настоящее время)

Бихевиористская, поведенческая школа преследует те же цели, что и школа человеческих отношений, однако механизм реализации управления имеет большую психологическую направленность.
На основе результатов экспериментов по социологии и психологии бихевиористы предлагают готовые методы и стратегию поведения менеджера, чтобы тот создал оптимальные условия для персонала, помогая раскрыть возможности каждого подчиненного.shkoly-upravleniya-v-menedzhmente-31

Управление количественных методов (1950-ые гг. – настоящее время)

Со второй половины XX в., благодаря динамичному развитию вычислительной техники, приверженцы количественных методов создали возможность понять природу и последствия принятия потенциальных решений. При этом категория «принятие решений» считается составной частью эффективности управления организацией.

В свою очередь, школа количественных методов рассматривает управление, как систему алгоритмов, которую можно спроектировать на математическую модель, что позволяет сформировать возможные варианты разрешения проблем организации.

Методология количественной теории управления характеризуется:

  1. Принятием решений – повседневная обязанность менеджера
  2. Использованием вычислительной техники и математических приемов
  3. Результат анализа исследования определенной проблемы должен быть управляемым, в зависимости от переменной – условие или показатель влияния

Заключение

Школы управления в менеджменте начали формироваться с конца XIX в. Некоторые из них функционируют и по сегодняшний день, претерпев значительные изменения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Будущее не заставит себя ждать, поэтому исключить появление новаторских течений в управленческой деятельности невозможно. Это противоречит историческому процессу!

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.