Школы управления в менеджменте: последовательность развития управленческой мысли!
Содержание статьи:
Видео: Специфика российского менеджмента!
1. 7 принципов школы рационализма!
2. 9 принципов классической школы!
3. Главное люди- школа отношений!
4. Школа бихевиористов -раскрытие человеческого потенциала!
5. Методология школы количественного управления!
6. Послесловие.
Как формировались школы управления в менеджменте?
Исторический процесс – поистине уникальное чередование последовательных явлений, которое предполагает неразрывную связь между прошлым и настоящим человечества, в некоторой степени формируя его будущее. В этом контексте, администрирование неразрывно связано с возникновением и развитием новаторских подходов управленческой мысли.
Если следовать логики И. Канта, определяющей независимость знаний от практики, школы управления в менеджменте, несомненно, играют роль императивов для молодых управленцев – выпускников ВУЗов, которым предрешено творить собственную историю на основе опыта предшествующих поколений.
Школа научного управления – рационализм в менеджменте (1885 – 1920 гг.)
У истоков рационального обоснования организации труда стояли величайшие теоретики и практики эпохи индустриализации. Среди них: Фредерик Тейлор, Генри Форд, Фрэнк Гилберт и Генри Гант. Благодаря их исследованиям, менеджмент обрел статус самобытной сферы управленческой деятельности.
Доктрина школы научного управления основывается на следующих принципах:
- Конкурсный отбор на занимаемую должность в организации необходимо проводить методом научного обоснования способностей конкретных претендентов, взяв во внимание уровень образования, моральную стойкость и физическое состояние.
- Справедливое распределение обязанностей стоит во главе угла по созданию наиболее продуктивного рабочего процесса.
- Стимулирование эффективности производства – подготовка и повышение квалификации рабочих рук.
- Прямые контакты администрации с трудовым коллективом – повсеместное сотрудничество.
- Наличие специализации на всех уровнях управленческой и трудовой деятельности.
- Дифференцированная оплата труда – как способ мотивации сотрудников, предусматривает планы по выработке, в случае перевыполнения стандартной нормы, оплата повышается в пропорциональном порядке.
- Внедрение системы обязательных перерывов на отдых.
В конечном итоге, рациональная школа управления считает рабочего стандартизированным исполнителем предписаний руководства для достижения поставленных целей организации.
[warning]Также рекомендуем ознакомиться с материалами:
«Топ-менеджмент — это? Что нужно знать, чтобы стать Большим начальником?»
«Менеджмент — самая важная профессия в мире для бизнеса!»
» Менеджмент организации- вся правда об этой науке!»
«Вредные привычки, которые убивают продуктивность в работе!»
«Время-деньги. Правильное управление временем! [/warning]
Административная – классическая школа (1920 – 1950 гг.)
В отличие от научной школы управления в менеджменте, классическая – разрабатывала проблематику усовершенствования организации в целом. Как в контексте оптимизации управленческой системы, распределив предприятие на структурные подразделения: финансовый, технический, коммерческий, административный, так и в сфере управления персоналом.
К представителям классической школы относят французского инженера, отца-основателя административного менеджмента Анри Файоля, немецкого ученого Макса Вебера, вице-президента компании «General Motors» Джеймса Муни.
Симбиоз «универсальных принципов управления» А. Файоля и «концепции рациональной бюрократии» М. Вебера составляет основу административной школы управления, которая предусматривает:
- Высокий уровень разделения труда
- Строгую иерархию с определенными полномочиями и ответственностью каждого сотрудника предприятия
- Прописанные стандарты по оценке работы – контроль
- Отсутствие личных интересов во время рабочего процесса
- Дисциплину – соблюдение установленных норм поведения
- Порядок
- Стимулирование работников
- Сплоченность и стабильность коллектива
- Централизацию
Школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.)
Сторонники школы человеческих отношений представляли организацию как единую социальную систему. В конечном счете, цель новаторских, для своего времени, подходов заключалась в достижении максимальной эффективности работы предприятия, благодаря использованию человеческого ресурса.
В этом процессе главенствующая роль отводилась менеджеру, который становился неформальным лидером коллектива.
Теоретики менеджмента, придерживавшихся концепции «движущая сила человека – потребности», пришли к выводу, что характер человеческих отношений имеет не меньшее влияние, чем рационализация и стандартизация трудовой деятельности. Это и определило передовую мысль школы отношений.
Бихевиористская школа (1950-ые гг. – настоящее время)
Бихевиористская, поведенческая школа преследует те же цели, что и школа человеческих отношений, однако механизм реализации управления имеет большую психологическую направленность.
На основе результатов экспериментов по социологии и психологии бихевиористы предлагают готовые методы и стратегию поведения менеджера, чтобы тот создал оптимальные условия для персонала, помогая раскрыть возможности каждого подчиненного.
Управление количественных методов (1950-ые гг. – настоящее время)
Со второй половины XX в., благодаря динамичному развитию вычислительной техники, приверженцы количественных методов создали возможность понять природу и последствия принятия потенциальных решений. При этом категория «принятие решений» считается составной частью эффективности управления организацией.
В свою очередь, школа количественных методов рассматривает управление, как систему алгоритмов, которую можно спроектировать на математическую модель, что позволяет сформировать возможные варианты разрешения проблем организации.
Методология количественной теории управления характеризуется:
- Принятием решений – повседневная обязанность менеджера
- Использованием вычислительной техники и математических приемов
- Результат анализа исследования определенной проблемы должен быть управляемым, в зависимости от переменной – условие или показатель влияния
Заключение
Школы управления в менеджменте начали формироваться с конца XIX в. Некоторые из них функционируют и по сегодняшний день, претерпев значительные изменения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Будущее не заставит себя ждать, поэтому исключить появление новаторских течений в управленческой деятельности невозможно. Это противоречит историческому процессу!
Сегодня многим экспертам, которые ведут бизнес, в том числе в ...
Привлечение клиентов — это работа с эмоциями, подсознанием. Что нужно ...
Первые графические коммуникации в истории человечества датируются верхним палеолитом: это ...
Часто бывает так, что даже вложив в оптимизацию и продвижение ...