Бенчмаркинг: что это такое, для чего он нужен и как его использовать

Бенчмаркинг: что это такое, для чего он нужен и как его использовать

Бенчмаркинг — это анализ всех процессов, которые происходят на рынке, начиная от услуг и товаров и заканчивая изучением эффективных методов работы предпринимателей. Благодаря бенчмаркингу можно сравнить модели ведения бизнеса, предсказать влияние изменений в организации и спрогнозировать наиболее эффективную стратегию.

Задачи бенчмаркинга

Одна из главных целей этого подхода — улучшение показателей компании и укрепление ее на рынке.

Для ее достижения выполняются следующие задачи:

  • поиск лидеров на рынке;
  • анализ конкурирующих предприятий;
  • учет внутренних ресурсов и эффективное их использование;
  • изучение стратегий компаний-конкурентов и внедрение самых успешных из них;
  • формирование общей стратегии ведения бизнеса.

Виды бенчмаркинга

Внутренний

Для этого вида первостепенным является анализ внутренних подразделений. Это нужно, чтобы найти наиболее эффективный подход к организации бизнеса. К внутреннему бенчмаркингу относят несколько подвидов. Исторический бенчмаркинг предполагает работу с прошлыми и настоящими важными показателями и их сравнение, общий требует сравнения различных филиалов или подразделений между собой с целью поиска лучшего. Еще один подвид — бизнес-процесс — помогает анализировать течение различных процессов бизнеса.

Конкурентный

Предполагает сравнение собственной компании с конкурентами, важнейших показателей и деятельности. Этот вид требует больших затрат, так как не вся информация о конкурентах находится в общем доступе. Однако результат помогает увидеть более глубокие проблемы развития и внести существенные корректировки в стратегии.

Функциональный

Сравнение специфических функций компании, таких как производство, маркетинг или логистика, с лучшими практиками в отрасли.

Глобальный

Сравнение процессов и результатов компании с лучшими практиками в мировой экономике.

Процессный

Анализ конкретных бизнес-процессов компании, например, процесса закупок или производства, с лучшими практиками в отрасли.

Стратегический

Сравнение стратегий компании с лучшими практиками в отрасли или мировой экономике.

Типичные ошибки

  • Слепое перенимание стратегии. Это происходит, если копировать приемы конкурентов на собственный бизнес, не учитывая его особенности, возможности и потребности.
  • Шпионаж в сфере производства. Такой метод добычи информации непрофессионален и неэтичен.
  • Проявление безразличия к интересам покупателей.
  • Слишком сильная перестройка бизнеса. Внедрение большого числа новых технологий и реорганизация порождает множество параллельных задач, с которыми трудно справляться. Перемены должны быть постепенными.
  • Отсутствие внимания к компаниям из смежных сфер и сосредоточение только на прямых конкурентах.

Достоинства и недостатки

К достоинствам бенчмаркинга относятся:

  • Улучшение качества предоставляемой на рынок продукции.
  • Возможность избежать проблем, которые возникают у других компаний, за счет изучения их опыта.
  • Расширение компании.
  • Оптимизация всех внутренних процессов.
  • Улучшение показателей конкурентоспособности.
  • Малозатратный анализ.

Негативными моментами может стать внедрение ошибочных стратегий конкурентов и несоответствие выбранных приемов условиям, в которых находится бизнес.

Этапы

Подготовительный

Выбирается объект, для которого будет проводиться анализ и находится обоснование, почему именно он служит для исследования. На этом же этапе выделяются потенциально сложные моменты при проведении анализа, а также выбираются главные критерии, по которым он будет проводится.

Анализ

Происходит непосредственно анализ основных показателей. В первую очередь, сюда относят качество продуктов, стоимость производства единицы продукта, темпы производства, затраченные средства на реализацию товаров, течение процессов производства. Оценка производится по критериям, установленным при подготовке. На данном этапе предварительно вырабатывается вектор улучшения собственного бизнеса.

Внедрение

После выработки основного вектора развития происходит определение структур, которые должны быть изменены, изменение требований к процессам и составление прогнозов. Также определяется количество средств, которые можно потратить на реорганизацию.

Повторение

Рынок изменчив, поэтому новая стратегия со временем перестанет быть действенной. По этой причине снова потребуется проводить анализ для разработки нового пути развития, который бы отвечал изменившимся требованиям.

Инструменты достижения

  • Изучение актуальных задач из практик других компаний;
  • маркетинговая разведка;
  • мониторинг показателей производства;
  • изучение конкурентов;
  • сравнение и анализ стратегий.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Самозанятым в области красоты предложили обязательную сертификацию 1187 11.3.2024 Самозанятым в области красоты предложили обязательную сертификацию

В Торгово-промышленной палате (ТПП) возникла инициатива по внедрению системы сертификации ...