Как поставить человека на место, или Необоснованная критика в Интернете

Как поставить человека на место, или Необоснованная критика в Интернете

Екатерина Каталина
Автор:
Психолог
Кандидат экономических наук

С появлением возможности общения и комментирования различных публикаций онлайн проблема необоснованной и непрошенной критики особенно обострилась. С ней же сталкиваются и в живом общении: непрошенные советы и замечания со стороны родственников, знакомых и коллег также можно отнести к концепту непрошенной критики. В этой статье разбираем причины возникновения у людей желания критиковать других и рассуждаем о том, как же отвечать на подобные реплики.

Какая критика является необоснованной

Необоснованная критика чаще всего является непрошенной, то есть поступает адресату без запроса. Для адекватного обоснования критики нужна, в первую очередь, потребность того, в чей адрес поступает тот или иной комментарий.

Непрошенная критика, как правило, не носит конструктивный характер и направлена на личность критикующего в целом, а не на конкретную работу, действие, высказывание. Часто целью такой критики является уязвление собеседника или автора той или иной публикации.

Рассмотрим классический пример необоснованной критики:

— А я сегодня записалась на пробный урок по бальным танцам! Давно об этом мечтала!

— Мне кажется, тебе не стоит заниматься танцами, у тебя явно нет к этому таланта.

В отличие от необоснованной, конструктивная критика конкретна и не имеет главной целью унижения других. Чаще всего она исходит от профессионала в определенной области. Например, если героиня из примера выше всё же начала заниматься бальными танцами (а после критического замечания она могла, к сожалению, и передумать) и попросила тренера указать на ошибки, то такая критика, если она высказана уважительно, поможет ученице усовершенствовать свою хореографическую технику. Умение обоснованно и в то же время вежливо делать конструктивные замечания — это большое искусство, которое отличает действительно талантливых профессионалов. Человек, уважающий своё окружение и работу, не станет агрессивно указывать на ошибки, показывать своё превосходство, высмеивать ваши личные качества.

Почему возникает желание критиковать

Важно помнить, что необоснованная и непрошенная критика говорит, в первую очередь, не о ваших действиях или внешности, а о проблемах и чувствах критикующего, о его эмоциональном состоянии. Психологи выделяют несколько причин возникновения стремления критиковать.

Зависть

Если вы часто отмечаете вслух или письменно неправильность чужих действий, стоит задуматься о том, зачем вы так поступаете и какую собственную потребность вы компенсируете актами критики. Зависть — это важное чувство: оно помогает вам осознать собственные желания, понять свои стремления и цели. Но необоснованная критика в адрес объекта зависти точно не поможет вам достичь того, в чём вы нуждаетесь.

Использование критики в качестве средства манипуляции

Такая причина характерна при напряжённых отношениях между родителями и детьми и выражается с оттенком: «А я же говорила!» — так зачастую матери пытаются доказать ребёнку (даже уже когда он стал взрослым) свою правоту, показать авторитет и утвердить собственную ценность и важность в жизни близкого человека. Ребёнку важно научиться уверенно и спокойно доносить свои чувства, показывать, что такая критика вызывает дискомфорт.

Способ выразить негативные эмоции

Часто люди, которые оставляют негативные комментарии в Интернете, имеют сложности с выражением своих чувств, подавляют эмоции. В их случае непрошенная критика — это инструмент привлечения внимания, чтобы почувствовать собственное влияние на окружающих, пусть даже негативное. В большинстве таких случаев комментаторы остаются анонимными: это позволяет им чувствовать себя более свободными в выражении своих эмоций. Мы не знаем, кто скрывается за маской такого критика. Возможно, такие люди глубоко несчастны. Их комментарии говорят в большей степени о них самих, нежели о ваших действиях.

Как реагировать на критику

Если эта критика исходит со стороны незнакомца и проявляется в виде негативных комментариев под вашими публикациями в социальных сетях, скорее всего, конструктивные ответы не принесут никаких действенных результатов. В случае появления хейтерских комментариев, одной из наименее энергозатратных реакций будет игнорирование такой критики, которая часто не несёт в себе особого смысла. Вы вольны выбирать, продолжать ли вам диалог, который приносит вам негативные эмоции и дискомфорт.

При возникновении грубой и неконструктивной критики в живом общении постарайтесь сохранять спокойствие и донести, что то или иное высказывание обидно, а советов вы не просили. Помните, что и в этом случае вы можете не продолжать разговор и ничего не доказывать. Бывает, что целью критики является собственно провокация конфликта. Возможно, несколько отказов от продолжения разговора на конкретную тему поможет критикующему понять, что критиковать ваши действия не стоит.

Если же вам сложно принимать любую, даже конструктивную и вежливо сформулированную критику, это может говорить о заниженной самооценке, синдроме отличника, перфекционизме. В этом случае важно повышать свою ассертивность. Это навык человека сохранять независимость от внешних оценок и влияний, снижать повышенную ориентацию на общественное мнение.

В любом случае, если вы часто сталкиваетесь с необоснованной критикой в реальной жизни или в социальных сетях, вам важна поддержка близких, друзей, психолога. Желаем вам обрести уверенность и получать только полезную критику, в которой вы точно нуждаетесь!

Литература

  • Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день //М.: Новая школа. – 1993.
  • Кузьмина Т.В. Психологическая защита при критике / Кузьмина Т.В. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010.
  • Матвеев М. Ю. Читательская критика в Интернете: проблемы и противоречия //Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2023. – №. 2 (55). – С. 161-170.
  • Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Домыслы критика и критика домыслов //Вопросы психологии. – 2000. – №. 6. – С. 73-75.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Миф о материальном благополучии 1076 25.4.2024 Миф о материальном благополучии

«Богатство не может купить счастье» — сколько раз мы слышали ...