Какой бизнес процветал даже в пандемию? Культурно-образовательные проекты

Какой бизнес процветал даже в пандемию? Культурно-образовательные проекты

Никита Зверев
Автор:
Основатель проекта (non)human

Приветствую! Меня зовут Никита. Я являюсь основателем (non)human — культурно-образовательного проекта, в рамках которого проводятся лекции, читаются курсы и проходят культурные вечера на разные темы. Основное наше направление — tech culture, в рамках которого мы исследуем, как технологии трансформировали нашу жизнь: от искусства и бизнеса до городского пространства и повседневности.

Заниматься этим меня сподвигла иллюзия возможности легко вести культурно-образовательный проект. Я окончил факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета, после которого у меня остались неплохие связи в академических кругах, которые могли стать источником лекторов для задуманного проекта. Я плохо представлял себе, что такое бизнес на деле, так как всю учебу планировал идти по пути науки. Хотя плотное знакомство с образовательной средой всё-таки помогло в создании образовательного проекта.

Кроме того, мне невероятно повезло, что семья сильно поддержала меня на старте и сейчас продолжает это делать. Мне не пришлось столкнуться с тем, что мое ближайшее окружение относилось с недоверием к моей деятельности или каким-либо образом препятствовало ее осуществлению.

Главная сложность в развитии образовательного проекта

Ниша лекториев очень специфична, она существует рядом с классическим онлайн-образованием, культурными центрами, вроде музеев и театров. Частные лектории — особый сегмент инфобизнеса, а в любом инфобизнесе без хорошего маркетинга не обойтись, что означает потребность в инвестировании денежных средств на самом старте. К тому же добавляются затраты на аренду помещения и гонорар лекторам. Стартовым капиталом выступили собственные средства, накопленные за всю жизнь еще со школьных времен.

На старте мы столкнулись с проблемой, которая является постоянным спутником культурно-образовательных проектов, — разработка маркетинговых стратегий и их реализация. В самом начале пути это еще осложняется тем, что для сарафанного радио надо привлечь первых клиентов, а это всегда самое сложное. К тому же без первых клиентов ты не можешь быть уверенным, насколько твой проект действительно может оказаться успешным.

Стоит отметить и преимущество такой бизнес модели, а именно отсутствие проблем с персоналом. Единственные специалисты в штате: программисты, работающие над сайтом и контент-мейкеры, ведущие социальные сети. Штатных маркетологов мы не привлекали, только в качестве субподрядчиков, чтобы провести ту или иную рекламную кампанию. Тоже касается и лекторов, которые не являются постоянными сотрудниками проекта. Это позволяет сильно сократить расходы и избежать многих сопутствующих проблем.

Главная сложность заключалась в том, что открытие произошло летом этого года, а этот год, как мы знаем, можно назвать кризисным. Лектории оказались устойчивыми к кризисным временам, как показал опыт пандемии. По итогам карантина частные лектории только выросли. Компании, которые смогли вовремя перестроиться на онлайн-формат, оказались в выигрыше, ведь со временем в условиях изоляции и нарастающего одиночества люди начали охотнее приобретать онлайн-курсы. Однако в 2022 году всё оказалось совсем иначе.

Спрос на образовательные продукты резко упал. Может быть, в ближайшее время мы будем наблюдать повторение того сценария, который реализовывался в пандемию, но в этот раз всё может быть по-другому. Дело даже не в общем высоком уровне стресса, а в ощутимом оттоке целевой аудитории подобных образовательных проектов в другие страны. Современная ситуация требует разработки новых инструментов привлечения потенциальных клиентов и адаптации предложения под нынешнюю ситуацию.

Не стоит переоценивать влияние современного кризиса

На самом деле я не стал бы преувеличивать пагубное влияние современного кризиса на культурно-образовательные проекты. Возможно, во мне сейчас говорит оптимист, но мы видим, что рынок частного дополнительного образования остается, и он всё еще достаточно велик. Кризис заставляет разрабатывать новые уникальные предложения, которые позволят привлечь ту аудиторию, которая при прочих равных предпочла бы пользоваться услугами гигантов рынка.

Здесь нам сильно повезло! Мы единственный проект на рынке частных лекториев, который рассказывает про искусство, историю, экономику, психологию через призму технологий, благодаря которым эти сферы функционируют. В наших курсах мы формируем полное представление о той или иной сфере, раскрывая ее прошлое, историю, которая двигалась во многом благодаря техническим изобретениям. В современном мире важны не только hard skills, крайне важно иметь общее представление о том, что сейчас происходит в обществе и экономике. Можно уметь хорошо программировать и пользоваться графическими редакторами, но при этом не понимать, какую подлинную ценность эти технологии создают для людей, бизнеса, а также что их ожидает в ближайшем будущем. В первую очередь в рамках (non)human мы раскрываем именно эти темы.

Кроме того, мы стараемся часто проводить офлайн-мероприятия, так как многие лектории после пандемии до сих пор проводят лекции только онлайн. У живых мероприятий есть несколько преимуществ перед онлайн-форматом. За живые лекции гости готовы платить больше, к тому же организовать запоминающееся мероприятие гораздо легче, чем настолько же запоминающийся онлайн-вебинар. Гости становятся настоящим сообществом единомышленников, которые сплачиваются, получая уникальный опыт совместного проживания события, на котором они собрались.

Бизнес всегда упирается в качество своего продукта, создать который можно, только если по-настоящему любишь свое дело. Если вы нашли такое дело, то ничего не бойтесь. Рано или поздно вы преодолеете препятствия. Главное всеми силами пытаться сделать лучший проект из возможных, а также следить за развитием технологий, ведь они дают огромные конкурентные преимущества или, по крайней мере, могут сильно облегчить жизнь.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Как расширить границы предпринимательского мышления 1521 30.3.2024 Как расширить границы предпринимательского мышления

В современном бизнесе, насыщенном конкуренцией и изменениями, предпринимательское мышление становится ...