Почему из лучшего сотрудника не всегда получается лучший руководитель. Первые шаги в новой роли

Почему из лучшего сотрудника не всегда получается лучший руководитель. Первые шаги в новой роли

Виктория Шухат
Автор:
Эксперт в сфере управления
Ведущая онлайн-программы для руководителей «Управленец»

Каждый опытный руководитель скажет, что самое трудное — первые дни в руководящей должности. Волнение, тревога, неуверенность, боязнь совершить ошибку — всё это мешает здраво мыслить и правильно себя позиционировать. Особенно, когда опыта руководства у тебя не так много. Как же вести себя в новой для себя ипостаси или в новом коллективе? Как подготовиться к управленческой работе и выстроить отношения с подчиненными?

Разница в мышлении

Это настолько сложная и важная тема, что на моем курсе студенты изучают ее в рамках отдельного факультатива. Давайте для начала разберемся, чем руководитель отличается от исполнителя.

Основная задача исполнителя качественно реализовать то, что требует руководитель. А руководитель должен создать возможность для этого.

На мой взгляд, главный признак управленца — это наличие стратегического мышления и привычки думать на перспективу. Если для исполнителя перспектива заканчивается выполнением конкретной задачи и о дальнейшем ему просто не надо думать, то для руководителя она значительно шире.

А теперь давайте посмотрим, откуда пришел наш новоиспеченный руководитель. По моему опыту, в 80% случаев это лучший сотрудник, который, казалось бы, совершенно естественным путем возглавил свой отдел. Именно таким образом формируется среднее управленческое звено: из лучших исполнителей, получивших повышение.

Здесь очень важный вопрос: был ли у него до этого момента какой-то практический опыт управления? Скажем, он временно замещал своего шефа и мог почувствовать себя не исполнителем, а руководителем. Если нет, то это катастрофа для всех.

Мудрые руководители компаний создают себе управленческий кадровый резерв. Если у вас нет такой практики, но вы хотите повысить специалиста, дайте ему время, отправьте на обучение, чтобы он не только овладел управленческими навыками, но изменил свой образ мышления.

Ошибка руководителя-новичка: хочешь сделать хорошо — сделай сам. Этот подход абсолютно порочен и недопустим для руководителя. Потому что его задача — правильно сформулировать цель, которую должна достичь команда.

Легитимизация и самопозиционирование

Первый вопрос, с которым сталкивается руководитель в новой должности: как правильно себя позиционировать. Сразу после назначения вам надо осознать, что у всех ваших новых подчиненных есть только два вопроса:

  1. Почему назначили именно вас на это место?
  2. И почему не назначили их?

Поэтому вас должен представить кто-то их высшего руководства. Эта процедура сразу легитимизирует вас в статусе нового руководителя. Даже если вы работали в этом отделе специалистом, и формально вас все знают.

Следующий шаг — личный контакт с подчиненными. Необходимо сразу дать понять, что вас выбрали неслучайно. Лучше заранее заготовить небольшую «тронную речь». Приведите 4–5 понятных примеров вашей результативности. Презентуйте себя так, чтобы ваш новый коллектив сделал вывод: «Ура, пришел нормальный человек, нами будет руководить не абы кто. Он заслуживает это место».

Сразу после этого, не сбавляя темпа, вам обязательно надо поставить перед новыми подчиненными первую задачу. Непременно простую. Потому что ровно с этих секунд вы формируете ролевую пару начальник — подчиненный. Раздав поручения и четко обозначив дедлайн, вы начинаете понимать, кто на что способен, кто как с вами собрался сотрудничать. Очень важно сразу поблагодарить тех, кто продемонстрировал лояльность.

  • Впервые получив руководящую должность, не надо впадать в эйфорию.
  • Внимательно обдумайте свои возможности, предстоящие задачи и ресурсы для их выполнения.
  • Перестройте свое мышление: вы больше не исполнитель, а человек, принимающий решения.
  • Все проблемы проговаривайте с подчиненными.
  • Не допускайте хаоса, систематизируйте все процессы.

Планирование и диалог

Скорее всего, ваше руководство начнется с испытательного срока в новой должности. Поэтому необходимо иметь четкий план на ближайшие 3 месяца.

Я бы не рекомендовала совершать резких движений: кого-то увольнять, что-то реорганизовывать. Вместо этого стоит с каждым сотрудником провести индивидуальную беседу, обсудить его взгляды на работу, перспективы вашего сотрудничества в соответствии со стратегией всей компании и вашего отдела в частности.

Если есть конфликтная или предконфликтная ситуация, то с человеком надо лично побеседовать, выслушать его позицию, донести свою, дать понять, что вы пришли всерьез и надолго, готовы к сотрудничеству и открыты для диалога. Эту беседу лучше всего провести в пятницу, ближе к вечеру, чтобы человек за выходные всё обдумал.

Подводя итог, могу сказать: ничего не бойтесь, не спешите, не пытайтесь свернуть горы. Двигайтесь аккуратно, четко планируя каждый шаг. Будьте непреклонны и настойчивы. Не упускайте возможности самосовершенствоваться, прокачать лидерские качества, овладеть новыми инструментами управления. Это сильно облегчит вашу жизнь и повысит результативность.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Самозанятым в области красоты предложили обязательную сертификацию 1187 11.3.2024 Самозанятым в области красоты предложили обязательную сертификацию

В Торгово-промышленной палате (ТПП) возникла инициатива по внедрению системы сертификации ...