Токсичная продуктивность: что это и как с ней бороться?

Токсичная продуктивность: что это и как с ней бороться?

Юлия Скалецкая
Автор:
Executive-коуч бизнес-школы Present Perfect

Постоянно думать о работе, быть на связи 24/7, выполнять задачи за себя и за того парня — от здорового трудоголизма до токсичной продуктивности один шаг. О том, как ее распознать и как с ней бороться, рассказывает Юлия Скалецкая, executive-коуч бизнес-школы Present Perfect.

Что такое токсичная продуктивность

В самой продуктивности как таковой нет ничего плохого. Здорово, если вы много и плодотворно работаете, активно участвуете в жизни компании, но при этом соблюдаете work-life баланс: уделяете время семье, друзьям и хобби. Токсичной продуктивность становится, когда начинает отравлять вас, а потом и окружающих.

Чувствуете потребность в том, чтобы круглосуточно работать. Если у вас выдался свободный час, вы придумываете себе новые задачи, за ужином с родственниками отвечаете на письма, в отпуск обязательно берете компьютер. Когда рабочие задачи действительно кончились, вы хаотично скупаете дорогие курсы по повышению квалификации или профессиональную литературу.

Испытываете чувство вины за то, что мало или плохо работаете. По крайней мере, вам так кажется. Что бы вы не делали, как много задач не выполняли, вы уверены в том, что этого недостаточно, а результат несовершенен.

Постоянно тревожитесь во время отдыха. Расслабиться и получить удовольствие от похода на выставку или романтического свидания это не про вас. Это время вам кажется потраченным впустую, драгоценными минутами, которые можно было бы пустить на работу.

Ставите себе нереалистичные цели. Погружаетесь в море вины, когда их не выполняете. Хотя обычному человеку просто неподвластно сделать то количество задач, которые вы ежедневно планируете.

Обесцениваете свои достижения. Даже добившись хороших измеримых результатов, получив премию или похвалу от руководителя, вы считаете, что вашей заслуги в этом нет. Нужно стараться еще больше!

Задвигаете свои потребности. Если вы регулярно отменяете сессии у психотерапевта, спорт, приемы у врача, чтобы еще поработать, то это красный флаг токсичной продуктивности.

Почему это возникает

К сожалению, «культура суеты» царит во многих российских компаниях, а токсичная продуктивность поощряется. Отчасти это обусловлено нашей историей и генетическим кодом: «пятилетка за четыре года», «выполнить и перевыполнить план», движение стахановцев и прочее.

У кого-то спусковым механизмом для работы до изнеможения могут стать детские травмы и психологические проблемы: комплекс отличника, привычка быть хорошим перед значимыми взрослыми. Иногда токсичной продуктивностью сотрудник бессознательно маскирует недостаток компетенций.

Есть и другая причина: отсутствие культуры результативности, чем часто грешат компании в нашей стране. Когда о работниках судят не по выполненным задачам, а по тому, насколько бурную деятельность они развивают в процессе. В результате получается много шума из ничего. Сотрудники завалены рутиной, вынуждены проявлять нужную и ненужную активность и пионерский задор, но пользы компании это не приносит, задачи не выполняются.

Чем опасна токсичная продуктивность

В первую очередь, она несет риски для самого стахановца. Начинаются проблемы со здоровьем, в семье. Кроме того, токсичная продуктивность неминуемо приводит к выгоранию: полному упадку сил, потере мотивации, депрессии. С точки зрения подчиненных такого руководителя, работа становится сущим кошмаром: нет выходных, нельзя уйти в отпуск, тебя могут вызывать в офис в любой момент. В таких руководителях обычно нет эмпатии и сотрудники под ними быстро сгорают, начинается текучка кадров.

Если в команде работает один человек с такими качествами, то его могут начать недолюбливать и пытаться отстранить. Не все готовы работать в таком ритме, а руководитель, скорее всего, доволен супер-продуктивным подчиненным и начинает задавать более высокую планку всем.

Если этот сотрудник был эффективен и на нем много держалось, а потом у него началось выгорание/болезнь , то всё, что нам нем было завязано, останавливается. В бизнесе могут начаться проблемы, а нового супермена нет.

Как избавиться

Расставить приоритеты

Если у вас проблемы с work-life balance, ежедневно планируйте время на отдых, хотя бы полчаса, заносите его в календарь и «отбывайте» по таймеру. Также четко планируйте встречи с друзьями, походы к врачу и так далее.

Обратитесь к психологу или коучу

Необходимо понять причину вашей токсичной продуктивности, найти ее истинные корни и проработать эмоциональную составляющую. Кроме того, коуч поможет найти баланс, эффективно организовать работу в команде и объяснит, как получать результат без надрыва.

Отслеживайте результат

Приучите себя фиксировать не трудочасы, а достигнутые цели. Если вы руководитель, нужно выстроить в компании систему управления результативностью: система kpi, mbo; поручения в электронном документообороте. Поощрять реальные результаты сотрудников, объяснять ценности выполненных задач и необходимость work-life balance. Помните, что токсичная продуктивность заразна и может отравить целый коллектив.

Напишите что думаете или задайте вопрос!

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Две составляющих успеха от основателя Zara 1140 4.12.2022 Две составляющих успеха от основателя Zara

Каждому из нас импонирует какая-то знаменитость. Пример сильного человека, который ...

На чем нельзя, а на чем можно и даже нужно экономить на старте бизнеса 1218 1.12.2022 На чем нельзя, а на чем можно и даже нужно экономить на старте бизнеса

Начинающий предприниматель на старте бизнеса сталкивается с большим количеством задач. ...

Как правильно оформить договор с блогером и оплатить у него рекламу 1126 1.12.2022 Как правильно оформить договор с блогером и оплатить у него рекламу

SMM-агентство Galstuki занимается продвижением брендов в социальных сетях. Про сотрудничество ...