Вузы не готовят нас к большим успехам! Почему все забыли про soft skills?

Вузы не готовят нас к большим успехам! Почему все забыли про soft skills?

Анастасия Решетникова
Автор:
Генеральный директор «Агентства корпоративных решений»
Создатель школы игропрактики

В профессиональной среде сейчас часто говорят о загадочных мягких навыках, которые якобы нужны абсолютно каждому. Однако не всем понятно, почему они нужны, как развивать и что это вообще такое.

Soft skills можно описать как навыки личной эффективности, которые помогают в карьере и обычной жизни. Например, навыки убеждения помогут уговорить босса повысить зарплату, а развитый тайм-менеджмент позволит совмещать работу, хобби и личную жизнь.

Дефицит soft skills у сотрудников уже отмечают более 33% работодателей. Чаще всего выделяют нехватку креативного мышления и навыков коммуникации.

Почему soft skills становятся важнее hard skills

Hard skills, безусловно, очень важны. Это профессиональные компетенции, необходимые для работы любому сотруднику. Однако хорошие знания в предметной области не гарантируют успеха в бизнесе и карьерный рост.

Сейчас практически любая должность подразумевает проектную работу. Даже бухгалтер должен существовать в команде и следовать общим целям компании. Как бы хорошо он не считал финансы, без развитых навыков коммуникации ему будет сложно взаимодействовать с другими департаментами. Также важен эмоциональный интеллект и умение вести переговоры, чтобы быть гибким и с легкостью подстраиваться под изменения. Я считаю, что человек без soft skills не может быть эффективным членом рабочего коллектива.

Soft skills, прежде всего, включают навыки коммуникации, критическое мышление, умение работать в команде и тайм-менеджмент. Человек, обладающий ими, легче вливается в коллектив и эффективнее справляется с поставленными задачами. Ни для кого не секрет, что в мире с каждым годом возрастает роль сферы услуг. Она напрямую связана с общением с партнерами и клиентами, поэтому умение строить коммуникацию становится ключевым навыком как предпринимателя, так и наемного сотрудника.

Более того, в управлении приобретает популярность коучинговый подход и перевод сотрудников на удаленку. Это значит, что многие руководители становятся более демократичными и дают свободу подчиненным. Без жесткого внешнего контроля человеку жизненно необходимо уметь планировать свое время и самому ставить себе дедлайны.

Какие навыки выходят на первый план

Я считаю, что среди всех мягких навыков креативное решение и коммуникация занимают особое место. В эпоху всеобщей доступности информации и клипового мышления людям нужно уметь генерировать нестандартные решения. Руководителям и предпринимателям креативное мышление нужно как воздух, иначе их компании быстро станут неконкурентоспособными. Мышление — основа любой деятельности и важно развивать умение смотреть на жизнь с разных точек зрения. В условиях постоянно меняющегося мира нужно быть гибким и подстраиваться под изменения и кризисные ситуации.

Не обойтись и без умения доносить свои мысли до окружающих. Крупные компании сейчас делают акцент на сплоченной команде и дружном коллективе с общими целями. Цель любой коммуникации — это реакция, которую мы хотим вызвать, поэтому надо учиться формулировать свои мысли. В конце концов, сейчас многие говорят о важности построения личного бренда. Без эффективной коммуникации невозможно стать известным в профессиональном сообществе и набрать свою аудиторию.

Советую развивать и эмоциональный интеллект. Тогда вы сможете легче находить подход ко всем людям. Лидеру необходимо чувствовать людей, чтобы вести за собой целую команду. Как бизнесмен, я могу сказать, что софты точно способствовали моему успеху. Когда я только открыла онлайн-школу, было сложно найти первых крупных клиентов. Однако мои навыки убеждения и ведения переговоров обеспечили меня заказами на долгосрочное сотрудничество с ведущими российскими компаниями.

Особенности освоения soft skills

Проблема освоения мягких навыков существует, потому что классическое образование уделяет больше внимания hard skills. К тому же их легче получить через обычные лекции, семинары и выполнение домашнего задания. Чтобы овладеть критическим мышлением, коммуникацией и умением работать в команде, потребуется личная мотивация сотрудника и особый подход к организации обучения. Получается, что большинство выпускников университетов обладают специальными компетенциями или быстро подтягивают их на стажировках, но далеко не всегда имеют развитые софты.

С чего лучше начать

Если вы прочитали статью и поняли, что хотите прокачать soft skills, тогда начните с индивидуального плана обучения. Составить его можно с бизнес-коучем после диагностики ваших навыков. Консультация коуча поможет определить слабые места и выстроить траекторию развития недостающих компетенций. Необязательно посещать занудные лекции и семинары. Сегодня можно учиться в игровом формате. Так вы не только получите заветные навыки, но и отдохнете!

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.