Какой бизнес сделать в EdTech в 2024 году?

Какой бизнес сделать в EdTech в 2024 году?

Евгений Свешников
Автор:
Генеральный директор группы компаний Smart

Меня зовут Евгений Свешников, я EdTech-предприниматель. На рынке онлайн-образования уже 3 года. Начал бизнес в 2020 году в эпоху перехода сотрудников на удаленный формат, когда онлайн стал набирать всё большую популярность, а рынок EdTech стремительно развивался.

Уже тогда я усвоил, что конкурентоспособность нашей компании зависит от владения актуальной информацией. Каждый год российский бизнес сталкивается с разными трудностями, поэтому важно вовремя уметь отследить их и предпринять меры. Я слежу за тем, куда движется рынок и какие происходят изменения.

Начну с близкой мне ниши психологии. По данным исследований интерес к нише психологии активно растет с 2020 года и продолжит расти в этом году.

Какие основные проблемы мы наблюдаем?

Несмотря на продолжающийся рост интереса к этой профессии, существует ряд проблем, которые возникают при реализации онлайн-образования.

Первая и, на мой взгляд, основная проблема, которой мы обеспокоены, — возможные изменения в законодательстве. Есть вероятность внесения изменений в законопроекты в нише психологии: готовится ряд законов о психологической помощи, а также планируется утвердить наличие высшего образование у психологов на законодательном уровне, которые, вероятно, коснутся нашего проекта Smart — международного онлайн-института психологии. Поэтому мы держим руку на пульсе, следим за обновлениями и при необходимости будем предпринимать меры.

Вторая проблема — увеличение ставки ЦБ. Ставка влияет на коммерческие банки, а они, в свою очередь, повышают ставку на кредитование. Это не только проблема EdTech. Большая часть бизнеса живет на кредитно-заемных деньгах. Деньги стали дороже, финансировать какие-то проекты стало сложнее или фактически невозможно. Мы все понимаем, для чего это было сделано, но факт есть факт: кредитование стало получить сложнее.

Мы напрямую зависим от процентной ставки: наши продукты по стоимости выше среднего, и чаще всего наши потребители используют рассрочки для оплаты. Из-за того, что ставка поднялась, платежи по рассрочке стали выше. У банка увеличились риски, которые он, в свою очередь, перекладывает на клиента в качестве одобряемости. Снижение одобряемости сказывается на покупательской способности клиентов. И если такая тенденция продолжится, то, вероятно, за этим последует стагнация рынка.

Какие ниши в EdТech перспективные?

Я не собираюсь останавливаться на развитии двух проектов. Для себя выделяю перспективную нишу в онлайн-образовании — IT-направление. На рынке наблюдается острая нехватка специалистов, которые могли бы занять этот сектор. В стране есть вузы, специализирующиеся на IT, но открыты они были не так давно и пропускная способность вуза ограничена.

В прошлом году мы попробовали зайти на этот рынок: создали онлайн-институт IT-технологий, но возникли сложности. Специалисты в этой области сложные на подъем, они не привыкли работать в дедлайнах. Высокая ценность сотрудников из этой сферы сформировала высокую стоимость одного часа такого сотрудника, плюс рынок кадров в дефиците — это тоже влияет на стоимость на такого сотрудника.

Если сравнивать стоимость психолога и стоимость IT-специалиста, то второй выходит значительно дороже. Поэтому стоимость курса тоже растет: чтобы создать один курс без учета маркетинга, с учетом содержания команды, возможности конкуренции с крупными игроками рынка выходит за полгода 40 млн.

На данный момент мы не отказались от идеи развивать этот проект. Ниша IT перспективная и интересна нам, поэтому мы планируем привлекать внешние инвестиции, чтобы снова заходить в рынок, а пока проект заморожен.

Какие ниши будут перспективны в офлайн-бизнесе?

Я никогда не смотрел в сторону товарного бизнеса, мне сложно выделить перспективные ниши. Но если смотреть на ситуацию в целом: на Россию наложили технологические санкции. Мы видим резкий спад импорта зарубежных микрочипов, электронной продукции, которая используется в разных секторах.

Рынок стремится заместить ушедшие товары собственными: хоть товары и ушли, но спрос на них никуда не делся. Поэтому направление импортозамещения, развития внутренних технологий будет перспективным следующие несколько лет. Нужно отдавать себе отчет, что потребление таких продуктов будет производиться на внутреннем рынке, только около 30% будет отдаваться на экспорт.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.