«Богатый бухгалтер» рекомендует: маленькие решения большого бизнеса

«Богатый бухгалтер» рекомендует: маленькие решения большого бизнеса

Марат Самитов
Автор:
Владелец бухгалтерской и юридической компании «Самитов Консалтинг»

С чего начиналось собственное дело

С третьего курса экономического института я подрабатывал экономистом.  К 27 годам получил второе высшее образование в области юриспруденции и работал главным бухгалтером в крупной организации. В 2009 году зарплата составляла 40-60 тысяч рублей. Ее перестало хватать после рождения ребенка и приобретения в кредит автомобиля. Ситуация заставила искать дополнительный заработок.

Денег для старта своего бизнеса у меня не было. Я разместил объявления с предложением бухгалтерских услуг в газете и на заднем стекле автомобиля.

Начало собственного бизнеса – переломный и психологически сложный момент. Я с трепетом вспоминаю поддержку семьи в те годы. Отец давал ценные советы с высоты своего опыта, а мать помогала в бизнесе. Даже сейчас она все еще работает в «Самитов Консалтинг».

Моей фишкой стало умение объяснять сложные вещи человеческим языком. Очень пригодились два высших образования.  Я консультировал как финансист и как юрист. Клиентская база выросла на столько, что расширил штат и нанял помощников.

Попробовал себя в качестве финансового директора очень крупной компании, занимался оптовой торговлей, вендинговыми аппаратами.

В итоге пришел к выводу: лучше делать то, в чем действительно разбираешься. А именно – оказывать бухгалтерские услуги. Сейчас я владелец и руководитель финансовой и юридической компании «Самитов Консалтинг».

Лайфхаки бывалого бизнесмена

Делегирование полномочий

Изначально в компании было 8 бухгалтеров. Я взял на себя работу по контролю, маркетингу, кадрам, продажам. Это быстро привело к выгоранию: физическому и психологическому истощению. В итоге: застой, срывы сроков и потеря клиентов. Начальник не должен делать все сам и вникать в каждый шаг подчиненных. Приглашение дополнительных специалистов высвободит время руководителя для  развития и масштабирования бизнеса.

Информационная безопасность

На этапе стартапа начинающему предпринимателю приходится экономить, так как денег в компании всегда не хватает. Информационная безопасность – область, где экономия неуместна. Я до сих пор вспоминаю случай, который чуть было не стал фатальным. Устаревшая защитная программа допустила проникновение вируса-шифровальщика в локальную сеть. Убытки от выкупа дешифровального ключа и недельного простоя предприятия принесли серьезный ущерб. Бизнес чудом уцелел.

Отношения с подчиненными

Уважительные отношения в коллективе — основа благополучия компании. Однажды я сделал ряд резких замечаний в адрес сотрудника в присутствии коллег. И хотя критика была справедливой, человек обиделся. Он посчитал, что авторитет утрачен, и уволился. Несдержанность руководителя обернулась для фирмы потерей ключевого специалиста. «Хвали при всех, ругай наедине», – девиз, который стал моим принципом. Критика не должна становиться унижением.

Контроль качества продукта

На первом этапе работы бухгалтерской и юридической компании качество оказываемых услуг хромало. Жалобы клиентов грозили бесповоротно испортить имидж. Я пригласил специалистов для аудита внутренних процессов. Системный мониторинг обнажил ошибки и стал новым витком развития компании.

Организационно-правовая форма

Вариант легализации деятельности выбирается с учетом специфики и особенностей бизнеса. Я ошибся, когда при регистрации бухгалтерского бизнеса выбрал форму ООО. Мне казалось, что это более безопасно с точки зрения рисков. Да и звучит солиднее, чем ИП. Но на практике ООО вести сложнее и дороже. Оптимально открытие ИП на УСН.

Продвижение компании

Реклама развивает бизнес, но обходится дорого. Тем более что бухгалтерская и юридическая деятельность имеют особую специфику продвижения. В 2018 году я открыл Telegram-канал о налогах. Он не развлекал подписчиков и не заигрывал, устраивая конкурсы и розыгрыши. Я сделал ставку на собственный опыт и пользу. Сейчас мои экспертные материалы читают более 64 тысяч пользователей. Кроме того, регулярно выпускаю видео на YouTube, публикуюсь в СМИ и пишу книги о финансах. Переупаковка одного и того же материала для разных каналов значительно экономит деньги на рекламу. Основное – уникальный контент, который несет пользу читателю в реальных ситуациях.

Мои критерии успеха

  1. Поставленные цели закрываются шаг за шагом: семья растет, кредит за машину выплачивается, жилье расширяется.
  2. Постоянный личностный рост через преодоление собственных страхов. Человек непрерывно движется вперед.
  3. Интеллектуальное развитие: работа над сознанием, способностью анализировать. Стремление к новым вершинам в профессии.
  4. Здоровье – основной ресурс, который повышает уверенность в себе. Физическая форма требует внимания и усилий.

Только баланс между всеми критериями успеха несет гармонию и счастье. В противном случае колесо фортуны замедляет свой ход.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.