Как превратить хобби в крупный бизнес

Как превратить хобби в крупный бизнес

Екатерина Суворова
Автор:
Основатель научно-технического клуба «Инжиниум»

Открытие собственного бизнеса — это риск и шаг в неизвестность. Однако это также возможность начать новый этап жизни, найти дело по душе, стать счастливее и увереннее в себе и завтрашнем дне. Конечно, собственный бизнес требует много времени, энергии и сил на развитие, но если вы полны энтузиазма и желания создать что-то свое, то можете смело пробовать. Помните, что лучше постараться поймать журавля в небе, чем навечно остаться с синицей в руках.

Что подвигло заняться своим делом

Мысль о переменах пришла в то время, когда я работала в IT-компании. Путь в ней начался в 2002 году. Занимала должность техрайтера. Затем я стала бизнес-аналитиком, а позже тренером: обучала персонал работе с IT-системами.

Вначале мне все нравилось: я всегда любила разрабатывать программы и обучать людей новому. Однако компания столкнулась с кризисом, поэтому мне поручили выполнение первостепенных задач. Меня назначили аналитиком, а затем руководителем отдела разработки. Эта работа не приносила мне удовлетворения. Я не могла раскрыть здесь свой потенциал и развиваться в выбранном направлении.

В 2012 я стала мамой двоих детей. После декрета у меня произошла переоценка ценностей, поменялись приоритеты.

Руководитель компании шел мне навстречу: отпускал в 17 часов, позволил раз в неделю работать из дома. Меня ценили и уважали, но работа не приносила счастья. Мне приходилось сдерживать негативные эмоции, что привело к проблемам со здоровьем: развилась сильная аллергия.

Это стало сигналом, что нужно срочно что-то менять. Тогда я приняла непростое, но необходимое решение уйти из компании. Я знала, что при желании смогу вернуться на прежнее место, но мне было любопытно попробовать новое. Вдруг получиться?

У меня не было четкого плана действий. Я пробовала себя во фрилансе, но в 2016 году такой формат работы еще не стал так популярен: не было понятно, где искать проекты и как себя позиционировать. Я буквально ушла в никуда.

Отношение друзей и родственников к моему решению

Полгода ушло на то, чтобы решиться уйти с работы. Родители были категорически против. Оставить работу в международной компании, где в коллективе меня уважают и ценят, кажется не совсем логичным. Уйти в никуда, когда на руках двое маленьких детей, очень рискованно. Родители боялись, что я принимаю необдуманное решение, о котором потом буду сожалеть. Я понимала их страхи, но отсутствие поддержки огорчало.

Меня подбадривали близкие подруги, которые знали о моих проблемах со здоровьем и понимали, чем они вызваны. Однако человек, которому я благодарна больше всего, — это муж. Он стал моей главной опорой.

Первое время после ухода

Год после ухода из компании я не могла найти полноценную работу. Та энергия, которая не давала мне спокойно сидеть на старой работе, еще жгла изнутри. Выход я нашла в хобби: начала делать украшения. Это занятие помогло отдохнуть и восстановить силы и здоровье. Тогда же и пришла мысль о создании бизнеса. Я занялась упорным продвижением этой идеи.

Однако я всегда была человеком с аналитическим складом ума, поэтому вскоре начала ощущать, что рукоделие тоже не дает мне в полной мере то, что нужно. Я продолжала перебирать всевозможные варианты: думала и о работе тренером удаленно, и о написании собственного курса, но создавать бизнес с нуля пока не решалась.

Как зародилась идея

Мне всегда доставляла удовольствие работа с людьми и особенно с детьми. Еще с первого курса института я подрабатывала репетитором. Даже продолжала брать учеников, когда устроилась на работу в офис.

Моим местом силы были детские кружки по техническому творчеству. Меня вдохновляло, что в такие кружки приходили дети, которым нравилось и хотелось обучаться. Здесь не было насилия в обучении, которое присутствует в обычных школах.

Все началось с того, что мою подругу-физика позвали работать преподавателем программирования в IT-школу. Она отнеслась к этому предложению несерьезно и скептически. Я же ухватилась за эту идею и предложила свою кандидатуру.

Провела там одно занятие и поняла: это то, что я искала. Буквально через пару недель открыла ИП и решила создать свою школу программирования для детей. Такого небывалого прилива сил и творческой энергии я не ощущала никогда. Продолжала работать в школе, в которую устроилась благодаря подруге, а параллельно начала создавать базу для своей. В голове было множество идей, которые мне не терпелось реализовать.

Хотелось сделать так, чтобы мои курсы для детей не были проходными. Я стремилась к тому, чтобы ребенок искренне любил то, чем занимается.

Стартовый капитал

Стартового капитала у меня не было, поэтому пришлось все делать самой. Я вложила в рекламу около 30 000 руб. и купила абонемент на Tilda для создания сайта. Мы разработали ресурс вместе с подругой-дизайнером: она помогла придумать логотип и первую версию сайта, а картинки мы использовали стоковые.

Так как никакого начального капитала не было, то все развивалось только за счет моего энтузиазма. На тестирование этого замысла я дала себе 2 года. Однако уже с самого начала ощущала удовольствие от работы и понимала, что нашла именно то, что мне было нужно.

Как все начиналось

Учебную программу я разрабатывала сама. Будучи мамой, я понимала, как общаться с ребенком и преподносить ему материал так, чтобы заинтересовать. Благодаря опыту работы тренером в IT компаниях знала, как выстраивать занятия.

Вдохновение я черпала из иностранных школ, курсов и лагерей по программированию. Я находила много полезного материала по IT обучению и программам. Большинство трудов было написано на английском языке, так как в нашей стране эта сфера еще не развита. Благодаря знанию языка и опыту в IT мне удавалось адаптировать сложный материал и делать его понятным для детей.

Тщательный анализ конкурентов помог выстроить свое видение и понимание того, какую школу я хочу создать. Я не преследовала цель повторить один в один за другими школами, даже если они и успешны. Наоборот, мне не терпелось создать что-то свое. Я выделяла плюсы и минусы других школ, чтобы опробовать на своей только лучшее.

Мне помог и придал уверенности наглядный пример школы робототехники, в которой я на тот момент преподавала. Это тоже был стартап, который развивался на моих глазах. Я видела, как в ней реализовывались самые разные, порой непростые задачи без использования больших ресурсов.

Например, эта компания не вкладывалась в покупку ноутбуков и помещений: она решала этот вопрос путем недорогой аренды залов с оборудованием. Я попробовала пойти по этому пути, но быстро поняла, что такой способ мне не нравится.

Мне хотелось найти подходящий вариант недалеко от дома, так как я продолжала быть матерью двоих детей. Мой муж был инновационным предпринимателем с офисом в научном парке МГУ.  Я решила найти там компьютерный класс для своих занятий. Я стала углубляться в тему и узнала, что существуют такие структуры, как ЦМИТ, которые закупали в больших количествах технику, но не использовали ее для проведения занятий. Они располагали хорошо оборудованными помещениями, но у них не было преподавателей. Я подумала, что это прекрасный для меня вариант и связалась с ЦМИТ при МГУ. Они с большим воодушевлением отнеслись к моей инициативе, а я была очень рада открывшейся возможности. Мы начали сотрудничать и продолжаем до сих пор. Первые два года это был мой основной партнер.

Поиск сотрудников

Сначала у меня не было большого количества сотрудников. Я работала с подрядчиками, которые помогали мне с рекламой и сайтом.

Команда стала увеличиваться на второй год: стали появляться наставники, которые вели курсы по 3D-моделированию и робототехнике. Сама же я продолжала вести программирование. Многих сотрудников нашла в кругу знакомых, но я еще обращалась к помощи хедхантера.

Прежде, чем взять человека в команду, хотела убедиться, что он нам подходит. В связи с этим все кандидаты проходили серьезный отбор. Искала опытных, инициативных, самостоятельных сотрудников. Мне было важно, чтобы у этих людей горели глаза, а наши ценности непременно совпадали. Конечно, таких людей найти было непросто.

Сложности

Наш путь не всегда был гладким, но он таким быть и не должен. Многое мы узнали только методом проб и ошибок.

Если говорить о сотрудниках, то с ними серьезных проблем не возникало. Конечно, не всегда было понятно, подойдет нам человек или нет, поэтому случалось и так, что мы не угадывали. Пару раз попадались и те, с которыми приходилось расставаться уже через пару недель, так как их стиль общения с людьми категорически не совпадал с нашим. Некоторые были недостаточно ответственными, а их ценности и цели вступали в противоречие с нашими. Статистика показывает, что в среднем нам подходит только один человек из десяти.

Думаю, что от серьезных ошибок нас уберегло также то, что мы прислушивались к нашим клиентам: и к родителям, и к детям. Родители хотели, чтобы ребята занимались не только программированием или математикой, но и робототехникой. Я к ним прислушалась и начала искать преподавателя по этой дисциплине. Найти подходящего человека было трудно, что неудивительно, ведь это специфический курс, для которого не много по-настоящему хороших специалистов. Также потребовались новые материалы и программа обучения, которую мы создавали с нуля специально для этого курса.

Так как у меня не было большого капитала или инвесторов, а единственный бюджет, который использовался, был семейным, то было тяжело раскрутиться и создать приток клиентов на новый продукт и сайт. На первых этапах я обращалась к помощи знакомых: они настраивали рекламу в Google, Facebook и «Яндекс».

Самая большая сложность, с которой мы столкнулись, заключалась в следующем: когда мы делали рассылку писем, то не использовали специальный сервер. Из-за этого «Яндекс» внес нас в список неблагонадежных сайтов и не позволял размещать у себя нашу рекламу. Через знакомых, которые сотрудничали с «Яндекс», мы узнали следующее: самое быстрое, что можем сделать, так это поменять домен. На решение этой проблемы нам понадобилось около двух недель. С тех пор используем только специальный сервер для рассылок.

Какой бизнес сейчас

В 2020 году из-за пандемии мы пришли к гибридной форме бизнеса: если раньше мы работали только очно, то сейчас занятия проводятся как в офлайн, так и онлайн формате.

«Инжиниум» активно развивается, а наша команда постоянно растет: она стала не только больше, но сильнее и сплоченнее. К 2022 году большая часть наших сотрудников перешла с частичной формы занятости на полную. Также у нас стремительно растет партнерская сеть, от которой приходят запросы на разные программы.

«Инжиниум» проводит летний и весенний лагеря, IT-курсы, а также мастер-классы, интенсивы и квесты. Мы стараемся создавать как можно более комфортные условия для обучения и давать детям разнообразный материал, а не только академические знания.

Советы тем, кто хочет открыть свой бизнес

Напоследок хотелось бы дать некоторые рекомендации, которыми я пользовалась в начале пути и продолжаю пользоваться до сих пор. Также хочу поделиться теми вещами, к которым я пришла только через время.

  1. Будьте смелее! Не бойтесь своей идеи и не бойтесь ее реализовывать. Если идею воплотите в жизнь не вы, то это сделает кто-нибудь другой.
  2. Пробуйте! Если что-то не получается, тогда ищите нестандартные методы реализации. Не зацикливайтесь только на одном.
  3. Не опускайте руки! Нельзя сдаваться, если какие-то вещи не складываются прямо здесь и сейчас. Возможно, стоит подождать, а если не хотите ждать, то смотрите пункт №2.
  4. Наблюдайте. Регулярно смотрите на примеры лучших проектов в той области, в которой хотите развиваться.
  5. Расширяйте социальный круг. Не бойтесь знакомиться с новыми людьми: они отзывчивее, чем кажется, а также будут рады помочь, подсказать и поддержать. Если в окружении нет единомышленников, то это не беда. Увеличивая социальные связи, можно легко прийти к тому, что скоро вокруг будет много людей с горящими глазами.
  6. Смотрите и слушайте, что нужно миру. Время от времени спрашивайте себя, а нужно ли людям то, что я им предлагаю? Внимание к своей аудитории не только позволит вам заработать, но и откроет новые перспективы, о которых вы, возможно, даже не подозревали.
  7. Говори «Да!» всем новым возможностям и предложениям. Никогда не знаешь, что окажется твоим счастливым билетом.
  8. Дайте время себе и своей идее. Есть период, который должен пройти, чтобы идея созрела и настоялась. Два года — это минимальный срок, за который происходит проверка бизнеса.
  9. Идите своим путем. Не стоит повторять за другими. Лучше попробуйте создать новое и оригинальное, благодаря чему вас запомнят.

Напишите что думаете или задайте вопрос!

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Правила выживания в любой кризис 1015 26.5.2022 Правила выживания в любой кризис

Открыв прачечную самообслуживания в маленьком сибирском городе, трансформировал этот бизнес ...

Секреты отбора эффективных и заинтересованных сотрудников 1025 26.5.2022 Секреты отбора эффективных и заинтересованных сотрудников

Наша компания занимается разработкой, развитием и реализацией онлайн-сервиса управленческого учета ...