Сложности социального предпринимательства

Сложности социального предпринимательства

Ксения Рыкова
Автор:
Руководитель салона слепого массажа «6 чувство»

Откуда появилась идея

Массажем, как клиент, я увлекаюсь давно. В студенчестве у меня были серьезные проблемы со спиной. Я буквально не могла встать из-за остеохондроза. Массаж стал отличным средством для профилактики этой болезни. Вот уже 4 года посещаю мастеров с разным опытом по всему миру. Я сама люблю работать руками, поэтому решилась пойти учиться на массажиста и даже закончила курс с сертификатом. Практика на родственниках и знакомых стало моим любимым хобби, но в профессии я себе не видела, поэтому и создала собственную студию.

Мне захотелось сделать не очередной массажный салон, а добавить какую-то особенность в свой проект. Я давно слышала о программах по обучению массажу незрячих людей, из которых получаются достаточно хорошие специалисты. Я решила дополнить свой салон «6 чувство» социально-значимой изюминкой.

Мне понравилась сама концепция инклюзии, когда слабость человека превращается в его силу. Многие люди думают, что незрячие — беспомощные и слабые люди. На самом же деле они постоянно обучаются, живут интересной и полной жизнью. Даже свою особенность они могут превратить в занятие, которое будет приносить доход. Похожий проект в Москве уже был и мне даже удалось в нем поработать. Однако сейчас мы единственные, кто оказывает подобные услуги на рынке.

С чего-то нужно начинать

Сейчас студия практически окупила все затраченные средства. Стартовый капитал у меня действительно был, однако не такой большой, как хотелось бы. Да, мы открыли салон в центре Москвы, на станции метро «Маяковская», но во всём есть свое «но». У проекта сейчас не свой отдельный вход на первом этаже и студия на данном этапе не «лакшери». В дальнейшем мы планируем открыть другую студию с качественным ремонтом и центральным входом на первую линию. Пока это всё в планах и нужно достичь определенной планки.

Одной из болей в начале пути стал поиск специалистов. Их я искала достаточно долго. К счастью, с прошлого проекта, в котором я работала, у меня остались контакты. Так я пригласила своего первого мастера Алёну Ширину — незрячего массажиста со слуховым аппаратом и большим опытом работы в этой сфере.

В дальнейшем специалистов я уже искала через специальные организации. За счет того, что студия получила определенную известность и репутацию, незрячие массажисты сами стали нас находить и интересоваться работой. Сейчас у меня работают шесть профессиональных мастеров. Каждый хорош в свой технике и зоне массажа.

Проблемы с продвижением и борьба со стереотипами

Главная проблема заключалась в создании заинтересованности у клиентов. Не хочу жаловаться, но сбор первой клиентской базы дался мне очень тяжело. Страны СНГ еще проходят тот переходный этап, когда понятие инвалидность перестает носить исключительно медицинский характер. Однако многие до сих пор бояться и стесняются контактировать с незрячими людьми.

У меня была база клиентов, которая досталась от другого салона. Я рассылала по ней приглашения, но в ответ получала: «Что? Незрячие? Нет, я не пойду к вам. Это уже слишком». Я в принципе выбрала достаточно сложную нишу и мне параллельно приходилось работать с мнением общества об инвалидах. Первыми клиентами салона стали мои друзья и друзья друзей. Со временем база расширилась и посетители стали оставлять отзывы, что сильно нам помогло. Теперь, когда люди заходят к нам и видят отзывы, реагируют спокойнее на особенность салона, ведь у нас качественный и комфортный сервис.

Еще одна проблема заключается в обычной и контекстной рекламе. Мы много потратили на привлечение клиентов из запрещенной социальной сети, когда это еще было возможно. Такой способ не дал нам совершенно никаких результатов, потому что люди не доверяют незрячим специалистам.

Многие посетители отмечают, что им было вполне комфортно общаться с мастером. Сейчас в России отношение к инвалидности постепенно меняется. Существуют десятки успешных коммерческих проектов, персонал которых составляют глухонемые, незрячие или частично парализованные люди.

Социальное предпринимательство: за и против

Из плюсов: у социального предпринимательства есть свои комьюнити и программы поддержки, причем чаще всего это бесплатные программы. Вы можете пройти обучение и тренинги, которые гарантируют вам вхождение на рынок, так как эта ниша в России только начала развиваться.

Еще одним важным плюсом является получение статуса социального предпринимателя. Это даст вам небольшие льготы, которые помогут привлечь средства на выгодных условиях. Не могу сказать, что все эти привилегии можно использовать. Поиск партнеров, грантов и государственной поддержки занимает кучу времени и сил, ведь вы обязательно столкнетесь с бюрократией.

Можно сказать, что у социальных предпринимателей есть одна особенность. Если они начинают думать в сторону получения грантов, то забудут о получении прибыли. Я, как руководитель, всегда выбираю второе слово в фразе «социальный предприниматель». Именно предприниматель занимается деятельностью, которая приносит выгоду. То есть ориентируется не на поиск бесплатных ресурсов, а на получение прибыли от собственной деятельности.

Необходимо разделять важное и главное

Многие люди, которые ранее не были связаны с бизнесом, часто начинают смещать фокус внимания на важные, но далеко не главные вещи. Конечно, для бизнеса важно, чтобы в салоне присутствовала комфортная атмосфера, стаканчики для кофе оставались брендированы, у администратора висела именная табличка, а у специалистов была одинаковая форма. Да, это важно, но это не главное.

Студия может существовать без однотонных кресел, а вот без понимания механизма притока клиентов, внедрения качественной услуги, цифр, планов и анализа не может. В «6 чувстве» очень многие процессы были автоматизированы сразу: от записи на сеанс до составления рабочего дня. Я не писала ни строчки в блокнот, хотя многие предприниматели считают иначе. Есть куча приложений, которые помогают составлять твой рабочий план на день, учитывать расходы и доходы, анализировать статистику и посещение. Даже из-за таких мелочей есть риск остаться местечковым и личным местом.

Не забывайте о модернизации своего продукта. Сеанс классического массажа можно превратить в корпоративное предложение для организации. К примеру, незрячие специалисты могут приехать и провести сеанс. Разовый массаж от мастеров «6 чувства» может заметно увеличить продуктивность целого отдела, сэкономить время и предотвратить выгорание, от которого страдают и компании, и их сотрудники. Не бойтесь адаптироваться к современным тенденциям.

Поймите желания своей целевой аудитории

Если вы хотите внедрить какую-то классную и необычную идею на рынок, то рекомендую прочитать «Спроси маму» от Роба Фитцпатрика. Эта книга учит правильному составлению портрета вашего клиента. Перед тем как что-то открывать, нужно сначала спросить у аудитории: «Вам нужна эта идея? Если да, то в каком виде? Что вы хотите от продукта и где вы его ищите?». Нельзя брать из головы представление о клиенте, нужно провести CustDev интервью. Не все люди видят и думают так, как вы. Далеко не все. Такой подход поможет сохранить деньги, не делая лишних движений.

Помните, что вы не одни. Со мной, к примеру, работает целая команда из мастеров и администраторов. Все они давно стали лицом продукта и полностью отвечают за результат. Без них я бы наверняка не смогла достичь того, что имею сейчас. Не будьте слепы к своему бизнесу и здоровью!

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.