Критика: инструкция по применению

Критика: инструкция по применению

Елена Голубева
Автор:
Конфликтолог
Эксперт по репутационным рискам и формированию личного бренда

Критика — это всегда негативные, осуждающие высказывания о человеке, его действиях, облике, поведении. Причин у этого явления несколько. В первую очередь, отрицательно реагируя на действия других людей, мы пытаемся самоутвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих. Ведь обесценивать достижения других гораздо проще, нежели самому добиться результата. Кроме того, критика — это способ психологической разгрузки. Обругав другого, некоторые люди избавляются от накопившегося негатива. Но критика не всегда исходит от токсичных людей или недоброжелателей. Близкие часто критикуют, искренне желая нам помочь. Мама, бабушка, друзья, супруги пытаются уберечь нас ошибок, даже ценой психологического давления.

Как воспринимать критику? Можно ли из неё извлечь пользу?

Безусловно, можно! Для этого нужно научиться принимать критику как инструмент роста. Прежде чем вспылить и обидеться, постарайтесь ответить на несколько вопросов:

  • Кто вас критикует: посторонний человек, родственник, коллега, руководитель?
  • В чём причина критики: желание самоутвердиться или унизить, стремление помочь, попытка направить вас на правильный путь?
  • Как вы можете разумно отреагировать на эту критику: проигнорировать, прислушаться, переосмыслить свои действия?

Критика обоснованная и необоснованная: в чём разница?

Обоснованная критика всегда аргументирована, подкреплена конкретными фактами. Мотивация у такой критики позитивная: помочь вам исправить ситуацию и решить проблему. Аргументированная критика часто открывает нам глаза на ошибки и проблемы, которые мы не замечали.

Необоснованная критика строится на субъективных, ничем не доказанных доводах и умозаключениях. Мотивы критикующего могут быть разными, но он всегда преследует личные цели. Агрессивная, неконструктивная критика, подхваченная сразу множеством людей, превращается в хейт. Это, по сути, травля, в которой задействованы, как правило, посторонние люди. В хейте проявляется так называемая «психология толпы»: агрессия одного человека «заражает» множество других, увеличиваясь и разрастаясь порой до невероятных размеров.

Спокойствие, только спокойствие

Восприятие критики зависит от психотипа каждого человека. Кого-то может вывести из себя даже нейтральное высказывание. Кто-то остаётся глух даже к объективной и обоснованной критике. Мы реагируем на критику в зависимости от настроения, внутреннего самочувствия, отношения к себе, удовлетворённости собой. Умение правильно реагировать на критику может сберечь нам уйму нервных клеток. И этот навык стоит приобрести каждому.

Главное правило: кто бы не критиковал вас, отнеситесь к этому отстранённо, рассматривайте сказанное с утилитарной точки зрения. Если вас критикуют в социальных сетях и речь идёт о неадекватных и нерациональных высказываниях, таких людей нужно блокировать без сожаления. Необоснованную и неаргументированную критику не стоит принимать на свой счёт. Она свидетельствует о внутренних проблемах критикующего, но не о ваших.

Если же критика исходит от вашего окружения — коллег, родных, друзей, соседей — не стоит вступать в полемику. Достаточно будет вежливо и спокойно сказать: «Спасибо, я всё понял, обязательно подумаю об этом». Так вы убьёте сразу всех зайцев: не обидите близкого человека, который искренне хочет помочь, не доставите удовлетворения человеку, который хочет самоутвердиться, откровенно вызывая вас на конфликт, не покажете посторонним, что критика вас задела и оскорбила, не растратите впустую свою энергию.

Границы дозволенного

Итак, хейтеров в социальных сетях можно спокойно заблокировать, от докучливых соседей и коллег можно отделаться вежливой улыбкой, но что делать, если от критики нельзя отмахнуться. Например, она исходит от руководителя.

Как правило, начальство считает, что к его статусу прилагается безоговорочная правота и монополия на критику подчинённых. Руководитель всегда стремится доминировать, контролировать, демонстрировать власть. Начальник несёт ответственность, которая оказывает на него колоссальное давление. Любые недоработки сотрудников повлияют на его репутацию, карьеру, материальное положение. И об этом нужно помнить, если вы регулярно подвергаетесь критике начальства.

Если эта критика необоснованная, то есть противоречит реальным фактам, то с руководителем следует поговорить. Делать это спокойно, опираясь на факты, цифры, события. Но если руководитель ведёт себя иррационально, переходит на личности, игнорирует аргументы, правильнее всего будет сменить место работы. С этим руководителем вы не будете развиваться.

С критикой со стороны членов семьи дела обстоят еще сложнее. Всё зависит от того, что мы готовы прощать бабушке, сестре или мужу, с чем готовы мириться, что для нас приемлемо и недопустимо.

Приведу такой пример. Моя близкая подруга невозмутимо терпела крайне развязное, даже хамское поведение своего супруга. Она считала, что нет ничего страшного в грубых, неуважительных высказываниях. Я много раз говорила ей, что не согласилась бы жить с таким человеком ни дня. Но она смотрела на эти вещи иначе. А потом хамство переросло в рукоприкладство, моей подруге пришлось развестись. То есть её границы дозволенного допускали хамство, но не допускали побоев.

Критику со стороны близких стоит проанализировать, вытащить из неё конструктивное зерно. Ведь чаще всего наши мамы, бабушки, школьные учителя, тётушки пытаются предостеречь нас, исходя из своего опыта. Если же вы не согласны, нужно вежливо и спокойно сказать, что их модель поведения вам не подходит. В любом случае, семейные проблемы решаются диалогом, в крайнем случае — разводом. Помните, что бессмысленно даже пытаться переделать взрослых людей. Гораздо важнее ощущать себя как личность, прислушиваться к себе. И лишь потом — к окружающим.

Рекомендованные книги

  • Вадим Зеланд «Трансерфинг реальности».
  • Ольга Примаченко «К себе нежно».
  • Ирина Хакамада «Принцип Дао».

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.