Франшиза для малого бизнеса: как выбрать и не прогореть?

Франшиза для малого бизнеса: как выбрать и не прогореть?

Екатерина Демина
Автор:
Владелица сети доставки «СушиSell»

Франчайзинг — прекрасный вариант для тех, кто только постигает азы бизнеса, но еще сомневается открыть или нет собственное дело. Безусловно, выбор франшизы — это ответственный шаг, который требует тщательной подготовки и анализа. И сегодня я поделюсь экспертным мнением по этому вопросы.

«СушиSell» — одна из крупнейших сетей доставки в России. Это своего рода «Додо» в мире суши. По крайней мере, руководители компании стремятся к этому. Они поддерживают политику открытости и честности по отношению к клиентам. В Красноярске «СушиSell» уже на протяжении многих лет остаются лидерами на рынке. Сейчас они первые по выручке и количеству заказов. В Красноярске розничная сеть компании насчитывает 15 филиалов, также за последние 2 года было открыто 86 филиалов по франшизе в разных городах России.

Выбор франшизы. На что обратить внимание?

Итак, вы рассматривает франчайзинг как вариант открытия или развития бизнеса. Давайте разберемся, на что обратить внимание в первую очередь.

Предоставление контактных данных о партнерах

Если у компании хорошие отношения с партнёрами, если она предоставляет действительно качественный продукт с точки зрения франшизы, то ей будет не страшно отдать контакты партнеров вам. С другой стороны, если компания пытается утаить эту информацию, ссылаясь на конфиденциальность данных, то это, скорее, повод задумать о качестве продукции и имидже самой фирмы и их партнеров.

Роялти

Роялти — это ежемесячный платеж, который вы платите компании, предоставляющей франшизу. Это плата за пользование её именем, опытом и за предоставление услуг. Размер роялти может быть от 1% до 10% и зависит от объема услуг, которые оказывает управляющая компания. Размер роялти также может быть фиксированный или составлять процент от продаж. Многие выбирают фиксированный, тем самым совершая ошибку.

Вы всегда платите одну и ту же сумму вне зависимости от выручки. В этом есть опасность для вас, как для предпринимателя, ведь компания, которая вам предоставляет франшизу, никак в вас не заинтересована. Ей без разницы, миллион вы делаете или сто тысяч, она всегда получает одну и ту же сумму на свой счёт.

Опыт компании

Важно смотреть на компанию не просто как на того, кто продает вам франшизу, а намного глубже. Необходимо учитывать полный спектр услуг, весь опыт ведения бизнеса. Ведь иногда бывает, что относительно молодая компания с одной точкой продажи (либо вообще без оффлайн-точки) предлагает вам купить их бизнес. То есть опыт, который компания реализовала, эквивалентен одному филиалу. Еще один момент: на каждом этапе вас будут ожидать «проблемы роста». Если в будущем вы захотите открыть еще пять точек, то компания, продающая франшизу, с вами не сможет поделиться живым опытом.

Функционал компании

Речь идет прежде всего о реальной помощи на этапе становления. Если ты новичок в бизнесе, то помощь по чек-листам или видеосвязи вряд ли даст хорошие результаты. Когда вы открываете свой бизнес, мы не только сопровождаем вас на этапе открытия, но также наши сотрудники приезжают в ваш город и помогают первые шесть дней запускать бизнес, обучать ваш персонал, передают все наши корпоративные ценности.

Гибкость компании

Сегодняшний мир меняется быстро, практически ежедневно. И чем быстрее компания подстраивается под эти изменения, чем лучше она подхватывает новые тенденции, тем проще будет сотрудничать с ней. Как вам проверить гибкость компании? На самом деле, всё очень просто. Поговорите с владельцами, как часто у них проходят какие-то изменения, посмотрите, как часто обновляется меню, сколько филиалов открыла эта компания за последний год. Вы увидите, расходятся слова с действиями или нет.

Как не прогореть

Франшизу вы выбрали, теперь остается дело за малым — успешно развивать бизнес. Или не за малым? Давайте разбираться, какие моменты важно учесть, чтобы ваше дело действительно преуспевало.

Первое — необходимо выполнять требования управляющей компании. Каждая компания при продаже своего бизнеса выдвигает ряд требований, соблюдение которых для партнеров должно быть обязательным.

Допустим, мы говорим, что нужно давать рекламу и проговариваем, какие шаги нужно делать, а партнёр их не делает. Тогда результат мы гарантировать не можем. Кроме того, важно уметь слушать и слышать, а также обучаться новому. Например, мы развиваемся через личный бренд. И каждый наш франчайзи ведет свои социальные сети, а не прячется за «СушиSell».

За два года работы нашей франшизы и десятилетний опыт в целом, нам есть чем поделиться и что рассказать. Статистика показывает, что 80 % наших партнеров успешны. В настоящее время у нас только два закрытых города. И в будущем мы планируем вырасти в самую крупную сеть доставок суши по России.

Сейчас мы даем очень много поддержки, начиная с этапа запуска и после открытия. То есть на запуске у нас есть команда открытия, а потом — команда развития, которая с партнёром работает, потому что мы заинтересованы в росте. Раз в три месяца мы проводим различные обучающие мероприятия. Мы взяли на себя контроль финансовой отчетности, которую просто необходимо вести для оптимизации различных процессов. Поскольку многие наши партнеры — люди без опыта в сфере бизнеса, то мы всеми силами помогаем им.

Выбор надежного партнера при работе по франчайзинговой модели — это самый главный и важный фактор. Только так можно минимизировать все риски и открыть свой бизнес. Поэтому важно обращать внимание на все нюансы, а в дальшем следовать всем советам вашей управляющей компании. И тогда результаты и прибыль не заставят себя долго ждать.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.