Фулфилмент для «Вайлдберриз»

Фулфилмент для «Вайлдберриз»

На фоне пандемии доля электронных продаж в непродуктовом секторе торгового оборота России стабильно растет и в 2022 году составила около 11%. Максимальное расширение демонстрирует маркетплейс Wildberries. На площадку приходится четверть от всего объема электронного рынка РФ и порядка 115 миллионов покупателей в 6 странах мира.

Как площадка для сбыта, Wildberries становится всё привлекательнее, количество продавцов маркетплейса-гиганта перевалило за миллион. Один из ключевых вопросов при регистрации в качестве селлера: какую схему фулфилмента выбрать?

Что такое фулфилмент

В дословном переводе с английского fulfillment означает «реализация», «воплощение», «исполнение». Термин понимают как комплекс логистических и вспомогательных операций, необходимых для доставки заказанного через интернет товара. Стартовый момент — оформление электронного заказа, финишный — выдача посылки в руки клиенту.

Типовые сервисы фулфилмента:

  • прием и контроль качества продукции, отбор брака;
  • хранение;
  • прием и обработка заявки;
  • упаковка, маркировка и адресация посылки;
  • трекинг заказа, информирование через СМС;
  • доставка посылки на сортировочный склад или в пункт выдачи;
  • оформление возврата в случае отказа;
  • страхование.

Каждым из этих сервисов должен кто-то заниматься. Для сотрудничества с маркетплейсом продавцу необходимо выбрать один из форматов хранения и доставки, допустимых на конкретной торговой площадке.

Для этого надо ответить на вопросы:

  • У кого будут храниться товары?
  • Кто будет доставлять заказы?

Wildberries предлагает три модели сотрудничества.

Модель FBO — загрузка склада WB

Если товар хранится на складе торговой площадки, модель фулфилмента называют FBO или «исполнение маркетплейсом». Хранение, продажа, доставка — все функции на площадке.

Однако при выборе модели FBO есть обязанности и у продавца:

  • Создавать в личном кабинете товарные карточки.
  • Обеспечивать регулярные поставки на склад. Лимит определяет WB.
  • Упаковывать и маркировать изделия в соответствии с требованиями WB.
  • Вести электронный документооборот.
  • Заниматься ценообразованием и рекламными акциями.
  • Без задержек отвечать на обращения покупателей.
  • В оговоренное время доставлять продукцию к обозначенной точке входа. При объеме упаковки менее 1 метра кубического в качестве точки входа может быть использован пункт выдачи заказов.

Требования к упаковке

К упаковке и маркировке у Wildberries требования довольно жесткие. За неправильную упаковку — штраф. Упаковочных варианта 3: монокороб с продукцией одного вида, микс-короб и монопаллета.

На каждой товарной единице должны быть:

  • штрихкод по стандарту EAN-13, размеры в двух вариантах;
  • наименование и дата производства;
  • уникальный идентификационный номер;
  • структурный состав;
  • размеры или масса.

Прием на склад идет в течение 10 дней. Найденные ошибки кодирования Wildberries исправляет самостоятельно с выставлением счета за внеплановую услугу. Если внешний вид не соответствует фотографии в описании, товар может быть конфискован площадкой.

Нюансы использования модели

Для продавца формат FBO в первую очередь означает постоянное хранение товара на площадке. Это подразумевает наличие двух неприятных финансовых моментов. Первый момент: начисляется оплата складских услуг вне зависимости от финансового результата. Немного, но ежедневно. Второй момент: комиссия с продаж на 3–5% выше, чем при работе по модели FBS. Это самый значимый минус FBO.

Кроме комиссии до 13–16% от стоимости заказа, негатив FBO включает вероятность потери посылки на просторах склада. Для Wildberries такие ситуации фиксируют регулярно. Также площадку не хвалят за платную и долгую приемку на склад, продолжительность которой зачастую превышает обещанные сервисом 10 дней.

Весомый плюс модели — быстрая доставка потребителю, что мотивирует того на совершение покупки.

Практики отмечают, что формат работы FBO оптимален для раскрученных брендов и высоколиквидной продукции. Относительно быстро на площадке можно продать изделия для кухни и дома: швабры и наборы микрофибры, освежители воздуха и крышки для банок, стеклянные чайники и самогонные аппараты.

Формат FBS на WB — отправка под заказ

Если до оформления заказа на сайте селлер хранит товар у себя или у стороннего оператора, схема фулфилмента называется FBS или «отгрузка от селлера». Функции маркетплейса включают только продажи и доставка покупателю. Значит, продавцу необходимо место для хранения. Второй вариант — сервис отдается на аутсорс внешнему фулфилмент-оператору.

Когда поступает заказ от покупателя, продавец или фулфилмент-оператор маркирует, пакует и доставляет товар в сортировочный центр Wildberries. Оттуда маркетплейс забирает заказ и отправляет в пункт выдачи согласно адресации.

В алгоритме взаимодействия селлера и площадки по сценарию FBS важен учет остатков, которые не видит Wildberries, и которые должен контролировать селлер. Если покупатель закажет отсутствующую позицию, штрафа не миновать. Штрафует WB и за опоздание при поставке. Товар теряет в стоимости до 35%, рейтинг селлера снижается.

Модель выигрывает приятным размером комиссии и возможностью продаж товара по другим каналам сбыта. Проигрывает формат более длительным временем доставки, необходимостью обустройства складских помещений либо найма стороннего фулфилмент-оператора, что порой рискованно.

Считается, что модель FBS хорошо подходит для небольших товарных потоков при наличии собственного склада и для тестирования новых позиций.

DBS для премиум-сегмента

В модели DBS продавец использует маркетплейс как электронную рекламную витрину. Физически товар на склад или пункт выдачи маркетплейса не попадает. Хранение, обработку и доставку заказов селлер осуществляет самостоятельно. Такой формат называют «доставка от селлера», хотя продавец может заключить договор с курьерской службой торговой площадки.

Схема DBS востребована при доставке бытовой техники, дорогих вещей и продуктов питания. Wildberries предлагает формат DBS юридическим лицам с локацией в Москве и Санкт-Петербурге. Список городов будет расширяться.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Как расширить границы предпринимательского мышления 1505 30.3.2024 Как расширить границы предпринимательского мышления

В современном бизнесе, насыщенном конкуренцией и изменениями, предпринимательское мышление становится ...