Как избежать оттока квалифицированных специалистов и удержать бизнес на плаву?

Как избежать оттока квалифицированных специалистов и удержать бизнес на плаву?

Мария Митичкина
Автор:
Президент Ассоциации корпоративных психологов

Квалифицированные специалисты в условиях бизнес-реалий становятся ключевым активом организации. Именно поэтому вопрос удержания высокопрофессиональных и талантливых кадров является одним из наиболее актуальных, так как отток опытных сотрудников значительно снижает общую эффективности работы команды и ее шансы на достижении успеха. Так как же избежать утечки квалифицированных специалистов?

Почему сотрудник хочет уволиться

На практике существует целый ряд причин, которые подталкивают сотрудника к принятию решения об увольнении.

Как правило, оно может быть вызвано:

  • неудовлетворенностью условиями труда;
  • недостаточными возможностями для профессионального развития;
  • рядом внутренних проблем в трудовом коллектив;
  • конфликтами с руководством;
  • несправедливостью в оплате труда;
  • отсутствием баланса между работой и личной жизнью.

Отметим, что детальное изучение причин увольнения может помочь компании принять меры для улучшения условий труда и удержания квалифицированных сотрудников. Эффективность любого сотрудника измеряется не только количественными и качественными показателями выполненных задач, но и его психоэмоциональной емкостью. Человек — это не робот и не механизм. Каждый из нас подвержен стрессам, переживаниям и болезням. Даже персональные компьютеры время от времени  нуждаются в перезагрузке, что уж говорить про живых людей.

Для предотвращения выгорания и ухудшения психологической атмосферы в организации руководители должны следить не только за качественными или количественными показателями производительности труда, но и общим климатом в коллективе. Такие задачи во многих компаниях выполняют специалисты HR, однако это все же компетенция корпоративных психологов. Сотрудник может обсудить вопросы заработной платы и задач в отделе кадров, а психолог создает продуктивную благополучную среду с помощью использования различных методик и практик. Как показывает практика, наличие такого специалиста в коллективе решает большой спектр задач.

Сотрудник, который чувствует, что он не остался один на один со своей проблемой, намного реже задумывается о смене рабочего места. В случае, если стоит выбор между сменой работы и попадания в неизвестный ему коллектив, но с зарплатой выше на 10-20% и старым местом работы, в котором руководство всячески поддерживает и царит благополучная атмосфера, то больше половины опрошенных выберут именно второй вариант.

Согласно данным опроса ВЦИОМ, 60% россиян не хотели бы поменять ни место работы, ни сферу деятельности. Почти каждый пятый работающий россиянин (18%) хотел бы поменять место работы и сферу деятельности (36% среди 18-24-летних), 12% хотели бы поменять только место работы, а 7% — только сферу деятельности.

Выводы очевидны. Для сотрудников компаний и организаций одинаково важны следующие факторы: материальное поощрение, психоэмоциональное состояние на рабочем месте, формат и количество обязанностей на рабочем месте и взаимоотношения в коллективе.

Рекомендации для руководителей

В идеале у сотрудников должно сформироваться четкое понимание курса, которого придерживается руководство компании. Если каждому без исключения члену коллективу относятся с уважением,  рейтинг руководство заведомо высок.

Сформируйте доверительную связь с подчиненными

Зачастую руководство считает, что не может положиться на своих сотрудников, так как каждый из персонала компании так или иначе недорабатывает или не полностью раскрывает свой потенциал. Такая оценка может привести к ухудшению взаимоотношений, а в перспективе и к падению производительности труда. Для того, чтобы избежать таких деструктивных сценариев, предоставьте возможность участия сотрудников в принятии ключевых решений, которые затрагивают их работу. Оценивайте достижения сотрудников и предоставляйте конструктивную обратную связь. Создавайте планы по улучшению производительности и развитию. Например, можно внедрить программы менторства для обмена опытом между сотрудниками.

Создайте максимально комфортные условия для труда и отдыха

Еще одно ошибочное представление. Некоторые руководители искренне уверены, что их сотрудники должны жить на работе. При таком подходе одна лишь финансовая мотивация не сможет удержать на долгосрочной основе ценного специалиста. Поэтому важно поддерживать рабочую атмосферу и создавать условия для формирования баланса между работой и личной жизнью. Не менее важным является создание дружественного и инклюзивного рабочего окружения. У сотрудника обязательно должны быть достойные условия труда и отдыха. Недостаточно одного лишь времени на перекур и  короткий обед или перекус.. Концентрация нашего внимания постепенно падает в течение четырех 4 часов продуктивной работы, а это значит, что без  регулярного отдыха могут быть допущены серьезные ошибки.

Создайте прозрачные системы вознаграждения и карьерного роста

Для реализации этой задачи объясните критерии повышения по службе и возможности получения премий, а также предоставьте ясную картину планов карьерного роста внутри компании.

Будьте внимательными к потребностям сотрудников: проводите регулярные беседы с целью выявления потребностей и ожиданий подчиненных. Готовьтесь реагировать на изменения в их жизни и предоставлять своевременную поддержку. Эти простые, но одновременно эффективные рекомендациям помогут создать благоприятные условия, способствующие удержанию квалифицированных специалистов в компании, а, следовательно, значительно увеличат шансы компании на благоприятное развитие и успех.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

В чем разница между продакт и проджект-менеджером? 1075 29.2.2024 В чем разница между продакт и проджект-менеджером?

Проджект-менеджер — это специалист, искусно управляющий проектами, будь то разработка ...

Тренды веб-дизайна 2024 года 1084 28.2.2024 Тренды веб-дизайна 2024 года

Лендинг сейчас является одним из основных инструментов вебмастеров и специалистов ...