Как написать бизнес-план? Подробное руководство для новичка!
Содержание статьи:
1. О чем писать в бизнес-плане?
1.1. Резюме
1.2. Описание товара или услуги
1.3. План производства и описания сервиса
1.4. Орг. план
1.5. План сбыта продукции или услуги
1.6. Анализируем конкуренцию
1.7. Стратегия развтия маркетинга
1.8. Бухгалтерия
Чаще всего составлением и написанием бизнес-планов занимаются те стартаперы, которые планируют получить субсидию от государства на развитие малого бизнеса. Остальные же просто об этом не думают. А зря! Ведь именно сам процесс самостоятельного написания проясняет многие тонкости, о которых вы ранее даже не могли и подумать. Как сделать бизнес-план? Да очень просто, сложностей здесь нет никаких. Нужно только захотеть.
После открытия любого бизнеса, фирма должна расти и развиваться. Именно это и нужно отобразить в бизнес-плане. Только приведенные цифры должны быть подтвержденными и полученными из глубокого анализа вашей идеи.
[warning]Рекомендуем изучить другие статьи по теме:
«Как начать бизнес!»
«Как раскрутить бизнес!»
«Как увеличить продажи!»
«Бизнес-модель, залог успеха вашего бизнеса»
«Бизнес-процесс, как новый шаг в развитии бизнеса»[/warning]
Как написать бизнес-план?
О чем нужно там писать?
Хоть и строго установленной формы у бизнес-плана нет, но для полного понимания все же приведем для вас примерную структуру:
- Титульная страница
- Содержание
- Резюме
- Описание товара/ услуги
- План производства / закупок/ организации сервиса
- Организационный план
- План сбыта
- Анализ конкурентов
- Стратегия маркетинга
- Бухгалтерская часть
Если с титульной страницей и содержанием все и без того ясно, то далее необходимо пояснить.
Резюме
Резюме – это своего рода введение (все же писали курсовые работы?). Здесь нужно кратко описать суть всего бизнес-плана: что за фирму вы собираетесь создать, как она будет работать, почему ваша идея актуальна и прибыльна. Примерный объем – 1-3 страницы.
Описание товара/ услуги
« Что продаем?»
Какой бы вид деятельности у вас ни был, товар или услуга всегда будет конечной точкой. Здесь нужно указать точный перечень услуг или товаров. В случае с продуктовыми магазинами сложнее, можно указать виды товаров (молочная продукция, колбасные изделия и пр). В первую очередь, это будет полезно для вас самих. После того, как сделаете бизнес-план, все равно придет время закупать товар и подобный список понадобится.
План производства / закупок/ организации сервиса.
«Как производить?», «Как закупать?», «Как организовать сервис?».
Исходя из специфики вашего бизнеса, в этой части нужно рассматривать каждому свое. В целом, здесь нужно считать затраты на производство, закупки или создание сервиса.
Организационный план.
«Кто и как будет работать на вас?»
Здесь стоит писать только в том случае, если вы планируете нанимать работников. Опишите здесь количество сотрудников, их назначение (продавец, уборщица и др), сколько вы им будете платить. Не забудьте учесть здесь налоги ПФР. Если планируете расширять штат постепенно – это тоже указываем, ссылаясь на примерные сроки.
План сбыта.
«Кому и где продавать?», «По какой цене?»
Кратко указываем своего целевого покупателя, способ продажи товара или услуги (через социальную сеть, точка в ТЦ и пр). Основную часть этой главы должен составлять ваш план ценообразования. Он делается на основе плана производства/ закупок/ организации сервиса. В одной колонке перечисляем все затраты на одну единицу продукции, во второй – конечную цену товара или услуги, в третьей – прибыль с продажи одной единицы.
Анализ конкурентов.
«Кто ваш конкурент?»
Во-первых, конкуренты – это фирмы с аналогичным вашему родом деятельности и товаром. Во-вторых, конкурентная фирма должна продавать свой товар или услуги вашему потенциальному клиенту. Есть такие? В этой главе их перечисляем.
Стратегия маркетинга
«Как вы будете мотивировать покупателя прийти именно к вам?»
На разных этапах существования фирмы маркетинг должен быть разным. Когда вы только открылись, для начала стоит о себе сообщить и мотивировать клиента прийти именно к вам. Затем нужно просто удерживать клиента у себя.
Бухгалтерская часть
«Сколько денег нужно для открытия? Как будет расти экономика фирмы?»
Бухгалтерская часть составляется на 3-5 лет. Первая часть бухгалтерской главы должна отображать, сколько денег вам требуется на начало работы. На основе посчитанных цифр в прошлых главах перечисляем здесь необходимые затраты и выводим конечную сумму.
Вторая часть составляется на будущее. Для первого года делается отдельная таблица, где отображаются расходы, доходы и прибыль для каждого месяца. Для оставшихся – одна общая таблица с прибылью за год. Так как у вас новая фирма, она обязательно должна расти и развиваться. Для этого должны быть причины, указанные в бизнес-плане ранее. А здесь должен быть отображен рост вашей прибыли в цифрах.
«Жизнь слишком коротка, чтобы делать не то, что нравится!» Ричард ...
«Богатство не может купить счастье» — сколько раз мы слышали ...
Чтение книг, внимательное изучение скрытых в них смыслов, апробация на ...
В современном мегаполисе многие молча терпят дискомфорт, а потом годами ...