Трудности стоматологического бизнеса

Трудности стоматологического бизнеса

Андрей Зубко
Автор:
Основатель и идейный вдохновитель сети стоматологических клиник «Денто-Люкс» и «Эта-Стом»

Мы с братом всегда мечтали о собственном бизнесе и обсуждали разные идеи. Но однажды мы решили, что раз наша фамилия связана со стоматологией, то почему бы не попробовать открыть свою клинику? Так и родился необычный для нас проект.

Скажу честно, они близкие были скептичны и не верили в наш успех. Они говорили, что у нас нет специального образования и опыта в этой сфере. И что шансов у нас мало. Но это только подогревало наш энтузиазм и желание доказать обратное.

Стартовый капитал был, но очень скромный. Мы потратили его на ремонт помещения и покупку необходимого оборудования. На рекламу и прочие расходы у нас не осталось ничего. Но мы не отчаивались и старались экономить на всем, что можно. Мы не знали, что нас ждет впереди, но были готовы к любым трудностям.

Тогда Интернет был не так развит, как сейчас. Мы искали сотрудников, размещая объявления в газете «Работа-зарплата». И это давало хороший результат. К нам приходило много кандидатов, и мы выбирали лучших из них. С персоналом у нас не было проблем.

Как я уже сказал, на рекламу у нас не было денег. Мы печатали листовки и сами их раздавали. В этом нам помогал наш персонал, который был заинтересован в привлечении клиентов. Это был наш первый и единственный способ рекламы. Позже мы начали использовать печатную продукцию и Интернет, но это было уже на более позднем этапе.

Сложности бизнеса

Первая и главная сложность – это недоверие потенциальных клиентов. В нашей стране люди очень подозрительны и боятся быть обманутыми. Мы старались убедить их в том, что мы предлагаем качественные и честные услуги. Но это было непросто. К тому же мы постоянно сталкивались с разными проверками со стороны милиции и других органов. Они искали поводы, чтобы создать нам проблемы и затруднить нашу работу. Но к счастью, со временем законодательство изменилось, и мы получили больше свободы и защиты.

Другая сложность – это поиск профессиональных сотрудников и подрядчиков. Мы много ошибались и теряли время и деньги на некомпетентных и ненадежных людях. Это научило нас быть более внимательными и требовательными. Мы стали заключать договоры, контролировать исполнение обязательств, работать без предоплаты и выбирать только проверенных подрядчиков.

На сегодняшний момент все материалы нам сначала привозят, потом мы уже оплачиваем. Лаборатории изготавливают служебно-техническую продукцию, оплата у нас идет потом. Это помогло выявить тех подрядчиков-специалистов, которые более качественно и в срок выполняют свою работу.

Было очень много нерентабельной рекламы. Не попробуешь, как говорится, не получится. Поэтому, соответственно, мы очень много прогоняли различные варианты рекламы. И смотрели на то, какая вообще не работает, какая работает, но очень мало. И, соответственно, таким образом выходили уже на ту рекламу, которая приносит пользу. Без затрат здесь не обойтись, к сожалению.

Очень помог персонал, который с самого начала был нацелен на успех, его не нужно было дополнительно мотивировать, что-либо заставлять делать. Это было удивительно, какое-то даже везение, потому что все с удовольствием оказывали помощь, никто никогда не говорил: «Мы не будем этого делать!», «За это не платят». То есть был какой-то общий дух, и это было здорово на самом деле, потому что ты чувствуешь товарищество. Понимаешь то, что ты не зря в это ввязался, и каждый человек понимает свою значимость, потому что от него что-то зависит. Это очень важно. Выбор персонала – это, наверное, самое важное в любом бизнесе.

Сейчас наш бизнес превратился в сеть современных стоматологических клиник, которые работают по высоким стандартам качества и доступности. Мы используем самое передовое оборудование и цифровые технологии. Мы предлагаем широкий спектр стоматологических услуг для разных категорий пациентов. Мы заботимся о наших клиентах и строим с ними доверительные отношения. Мы любим свою работу, и наши клиенты нас любят. И в этом, я считаю, наш успех. Клиники имеют презентабельный вид, персонал весь обучен и лоялен, пациенты довольны и благодарны.

Рекомендации

В нынешнее неспокойное время совет один: нужно правильно оценивать свои силы. Сейчас всё совсем не так, как было 10-15-20 лет назад. Сейчас всё намного сложнее, конкуренция возросла, возросли стоимости материалов и оборудования, рентабельность стала чуть ниже, чем была тогда.

Поэтому если человек прочитал всё, если он считает, что у него хватит на это сил, то тогда надо вставать и делать, то есть составить чёткий план на ближайший на день, на месяц, а также дальнейшие на год, на пятилетку. Чтобы четко прослеживать систему развития, движения, быстро отвечать на какие-то риски, которые могут возникать в той или иной сфере, уметь быть гибкими и иметь каких-то наставников.

Обязательно уделять время рекламе. Важно при расчете бюджета нужно какую-то часть закладывать на первоначальную рекламу, на первоначальные зарплаты. То, что мы в свое время не сделали и у нас не было таких возможностей. Но, как мы поняли, без этого начинать бизнес бесполезно.

И самая главная рекомендация: если человек думает о том, что он откроет свой бизнес и при этом будет сидеть дома, а ему будут капать какие-то деньги, то это не так. Любой бизнес, в том числе и стоматологический, требует полной затраты своего времени. 90% своего личного времени вы должны тратить на работу. Потому что персонал должен видеть впереди своего лидера и людей нужно мотивировать, нужно постоянно все контролировать.

Обучение должно быть постоянным. Не может быть какого-то развития без обучения, как персонала, так и личного руководителя. Поэтому нельзя останавливаться, нужно двигаться вперёд и всё это нужно учитывать.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.