Гайд по увольнению для профессионалов

Гайд по увольнению для профессионалов

Лариса Богданова
Автор:
Директор кадрового агентства IBC Human Resources
Президент Ассоциации Рекрутинговых Агентств Урала (АРАУ)

Уделите внимание подготовительному этапу

Знаете, с каким запросом люди чаще всего обращаются к карьерным консультантам и специалистам по профориентации? Это вопрос: что делать и куда идти после увольнения. Особо остро эта проблема стоит сейчас, когда сотни компаний уходят с рынка и вынуждены расформировывать команды. Увольнение многих выбивает из привычной колеи жизни, даже если уход был запланированным и «экологичным». Люди теряют равновесие, оказываются на перепутье и не понимают, как действовать дальше.

Чтобы минимизировать такие риски, важно ответить на несколько вопросов:

  • Какие шаги я буду предпринимать, если случится увольнение? Важно продумать разные сценарии развития событий.
  • Кто из ближайшего окружения сможет меня поддержать? К кому из прошлых контактов по нетворкингу я могу обратиться?
  • Какие у меня есть сроки на поиск новой работы? Финансовая подушка? Что будет, если процесс затянется?
  • Что предлагает рынок труда? Какие компании ведут поиск специалистов моего уровня, на какие условия?
  • Какое количество соискателей с аналогичным профилем, их зарплатные ожидания? В чем мои конкурентные преимущества, уникальность опыта по сравнению с ними?  Что, напротив, является моей зона роста, какие компетенции нужно дополнительно развить?
  • Какие топ-10 компаний мне интересны в качестве потенциального работодателя? Что нужно сделать для того, чтобы пройти туда конкурсный отбор?
  • Есть ли у меня актуальное, качественно составленное CV, которое поможет мне в трудоустройстве?
  • Насколько у меня развиты навыки прохождения собеседований, как давно я проходил интервью?

Предупрежден значит вооружен. Мы живем в динамично меняющемся мире, где стабильность вчерашнего дня может закончиться уже завтра. Поэтому важно быть гибким и иметь action plan на все случаи жизни.

Принимайте решение об уходе взвешенно

Практика показывает, что зачастую люди решают уйти из компании, когда чувствуют неудовлетворенность разным спектром факторов: заработная плата, объем и/или содержание задач, постоянные переработки. Кого-то демотивирует отсутствие четких зон ответственности или возможностей карьерного роста, принятый стиль управления, неудобная локация офиса. Либо дело может быть в неблагоприятной атмосфере внутри команды, зреющем или внезапно возникшем конфликте.

В любом случае важно не рубить с плеча, не уходить на эмоциях. В 99% случаев эмоциональный фон после неприятного эпизода стабилизируется, у обеих сторон остается горечь и сожаление о скоропалительном расставании.  В связи с этим ваша задача – оценить ситуацию со всех сторон и выйти на открытый диалог с непосредственным руководителем.

Подготовьтесь к беседе: поделитесь, что вам нравится в работе, какие результаты были достигнуты, что, напротив, вас сподвигло сейчас о том, чтобы задуматься об уходе. Важно говорить искренне, при этом соблюдая нормы этики, не переходя на оскорбления и личности.

Порой в диалоге рождаются идеи, что можно сделать, чтобы продолжить трудовое сотрудничество (повышение на вышестоящую должность, новый проект, перевод в другой бизнес-юнит, расширение зоны ответственности и полномочий etc). Варианты вертикальной или горизонтальной ротации могут быть, вы просто можете о них не знать!

Позаботьтесь о команде

«После меня хоть потоп», — позиция при уходе, которая заведомо ни к чему хорошему не приводит. Если вы когда-нибудь приходили в компанию на замену прошлому сотруднику, то сами понимаете, как важно оставлять за собой порядок в делах, тушить пожары не хочется никому. Поэтому завершите все текущие задачи, не допускайте того, чтобы какие-то из них «повисли в воздухе» и легли на плечи преемнику. Приведите в порядок необходимые документы и проекты в CRM системе.

В идеале передать пост «из рук в руки», в противном случае, здорово оставить небольшие памятки и гайды по основным вопросам (нужные контакты, списки клиентов, советы и рекомендации). Обсудите с руководителем благоприятный момент, когда проинформируете команду о своем уходе.

Подготовьте обзорное письмо с текущими задачами и статусами их реализации, хорошим тоном считается оставаться на связи с командой первое время после ухода; так коллеги будут уверены, что смогут к вам обратиться за помощью и уточнением.

Выигрышный вариант развития событий, когда у вас есть достойный претендент на замену: вы будете уверены в преемнике, работодателю не придется ломать голову над поиском сотрудника в сжатые сроки, а кандидат займет достойную должность и получит дела от первоисточника.

Расставайтесь красиво

Реальный кейс руководителя отдела продаж: понедельник, 10 утра, неожиданно звонит ключевой клиент. Оказалось, что в компании уже 20 минут ждут менеджера на встречу с топ-командой, все в сборе, никого нет, сотрудник не берет трубку. Стали разбираться, в чем дело. Спустя пару часов безуспешных звонков, сообщений и писем руководитель получил SMS: «Владимир Юрьевич, я увольняюсь, в пятницу получил оффер от другой компании, забыл вам написать». Можно представить, какой спектр эмоций в этот момент почувствовал руководитель!

Очевидно, что такое поведение сотрудника некорректно и не прибавляет баллов к его профессиональному реноме. Работодатели, как и сотрудники, воспринимают неожиданное решение об увольнении как удар под дых и предательство. Поэтому в ваших интересах уйти достойно, оставив добрую память о себе, как специалисте. В последний рабочий день устройте неформальный митинг с коллегами, на котором можно выразить слова благодарности и вспомнить яркие рабочие моменты за весь период трудового сотрудничества. Не забывайте тех, с кем когда-то работали бок о бок, поддерживайте связь в будущем. Деловой мир тесен, возможно, когда-то ваши пути пересекутся.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.