Как предпринимателю управлять финансами

Как предпринимателю управлять финансами

Владимир Зудов
Автор:
Основатель юридического холдинга «Трибониан»

Деньги — кровь вашей компании. Неумелое обращение с ними может привести не просто к проблемам, а к полному краху. Можно хорошо разбираться в строительстве, рекламе и юриспруденции, но невозможно стать эффективным руководителем, если вы не знаете, как контролировать свои финансы.

Я в бизнесе 15 лет. За это время случилось поработать в строительстве, рекламе, телекоммуникациях и перевозках, а теперь и в юридическом бизнесе. Сегодня под моим руководством работают более 100 человек в 6 регионах, но был в жизни и момент, когда неудачное закрытие бизнеса привело меня к банкротству.

Сейчас мне трудно представить как можно было допустить такие ошибки, но ответ довольно прост: причина в неопытности и недостатке знаний о финансах. Я на собственном опыте убедился, что бизнес не прощает безграмотности.

С чего начинается управление финансами

Прежде, чем перейти к финансовым отчетам, я хотел бы заострить внимание на четырех принципиальных моментах, от которых зависит, ждет вас успех или провал.

Во-первых, уже на старте проекта у вас на руках должна быть бизнес-модель «на салфетке», то есть хотя бы общее понимание того, как будет работать компания. Полная детализация не обязательна, но понимание того, как вы будете зарабатывать деньги, должно быть. Начинать работать без всякого плана — серьезная ошибка. Хотя бы примерно продумайте источники поступления доходов, каналы сбыта и структуру издержек.

Помните, что управление финансами начинается еще до того, как в вашу кассу поступила первая оплата.

Во-вторых, перестаньте волноваться, что вы не бухгалтер по образованию или не имеете на руках диплома Высшей школы экономики. Любой необходимый навык можно развить при желании. С финансами дело обстоит также. На первых порах заниматься финансами скорее всего придется самому или с привлечением специализированной компании.

В-третьих, как только в компании появится первая прибыль, рекомендую брать специалиста в штат. К этому времени может показаться, что вы уже и сами неплохо справляетесь с финансами, но это заблуждение. Глубокий анализ лучше доверить профессионалу.

В-четвертых, не забывайте платить зарплату самому себе. В противном случае первоначальный энтузиазм обернется выгоранием. Предпринимательская деятельность требует большой самоотдачи, а без материального вознаграждения легко себя демотивировать.

Цифры, которые всегда должны быть под рукой

Понять положение дел в компании вам помогут три базовых отчета.

Отчет о прибыли и убытках

Допустим, вы занимаетесь строительством частных домов под ключ. После заключения договора вам поступила предоплата и бригада приступила к работе. Потом поступает еще заказ, подписан договор, после предоплаты проект уходит в работу. Конвейер запущен, и у начинающего предпринимателя возникает ощущение, что деньги в компании всегда есть, ведь на счету хорошие суммы.

Начинаются хаотичные траты на покупку нового автомобиля, дачи, недвижимость. Если бы вы посмотрели на отчет о прибылях и убытках, то быстро сообразили бы, что деньги, лежащие на счете, уже расписаны на стройматериалы, оплату работы и другие производственные нужды. Чтобы знать доходы и расходы фирмы, себестоимость продаж и другие важные показатели, регулярно заглядывайте в отчет о прибыли и убытках.

Отчет о движении денежных средств

Познакомившись с данным отчетом, вы будете понимать, из каких источников в компанию поступают деньги, а также в каком объеме они тратятся на выплаты поставщикам, заработную плату сотрудников, налог на прибыль, кредиты и так далее.

Благодаря этому отчету вы сможете быстро оценить, насколько ваша фирма способна выполнять свои обязательства перед клиентами, а также причину разрыва между величиной полученной прибыли и объемом денежных средств.

Баланс

Исторически самый старый вид представления данных о состоянии финансов в компании. Баланс отражает положение компании, какими активами и пассивами она располагает. В отчете видна дебиторская задолженность, объем долгосрочных кредитов, нераспределенная прибыль и другие важные показатели.

Изучив баланс, вы сможете оценить степень устойчивость компании, ее платежеспособность, финансовую независимость.

Работа с отчетами

Отчеты, о которых я рассказал, не только помогут вам успешно контролировать состояние бизнеса, но станут инструментами для его развития. Не забудьте, что финансы ценят ответственное отношение и требуют дисциплины. Рекомендую ежедневно изучать показатели, чтобы быть в курсе дел. К тому же сегодня можно обойтись без специализированных программ и получать все данные в таблицах Excel.

Напишите что думаете или задайте вопрос!

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Две составляющих успеха от основателя Zara 1142 4.12.2022 Две составляющих успеха от основателя Zara

Каждому из нас импонирует какая-то знаменитость. Пример сильного человека, который ...

На чем нельзя, а на чем можно и даже нужно экономить на старте бизнеса 1220 1.12.2022 На чем нельзя, а на чем можно и даже нужно экономить на старте бизнеса

Начинающий предприниматель на старте бизнеса сталкивается с большим количеством задач. ...

Как правильно оформить договор с блогером и оплатить у него рекламу 1128 1.12.2022 Как правильно оформить договор с блогером и оплатить у него рекламу

SMM-агентство Galstuki занимается продвижением брендов в социальных сетях. Про сотрудничество ...