Как сохранить команду в тяжелый кризис

Как сохранить команду в тяжелый кризис

Дмитрий Борисов
Автор:
Основатель сети кафе «Помним-любим»

Наш бизнес — это сеть поминальных кафе «Помним-любим». В Петербурге 15 кафе и 1 кафе по франшизе в Калининграде, которое также успешно работает. Компания существует более 10 лет. Специфика бизнеса состоит в том, что мы проводим только поминальные обеды.

Кризис 2020 года

Один из самых крупных кризисов пришелся на 2020 год, связан он был с карантином и коронавирусом. Тогда на 4 месяца закрыли весь общепит. Мы хоть косвенно и связаны с ритуальной деятельностью, но все-таки мы общепит, поэтому тоже были вынуждены закрыться.

На тот момент у нас было 12 залов и работало около 30 человек. Когда все закрылось, у меня были кредиты в банках и сотрудники, которым надо было платить зарплату. Закрывалось все поэтапно: 28 марта закрыли на 9 дней, потом до конца апреля, потом до конца мая и т.д.

Сохранение команды и дополнительные кредиты

В данной ситуации самым важным было  сохранить команду, а оборот компании упал в 25 раз. Единственное, на чем мы выживали, так это кейтеринг. Мы осуществляли доставку поминальных обедов на дом и на кладбище.

Много заработать на этом все равно не получалось, на тот момент система не была проработана. Люди не охотно пользовались услугой, так как были напуганы слухами о наступающем кризисе. Я понимал, что надо резко сокращать расходы.

Я взял кредит у в «Сбербанке» на 9 млн. Удивительно то, что банк тогда не выдавал кредиты, а тем более общепиту, как пострадавшей отрасли. Я же его получил.

Мы никого из персонала не увольняли. Я понимал, что сотрудникам будет тяжеловато, но мы составили график и администраторы выходили поочередно. Каждый получал почасовую зарплату, окладов тогда ни у кого не было. Также они поочередно ездили на кейтеринг.

Новое направление бизнеса в кризис

Чтобы повара хоть как-то могли заработать, я решил запустить «Борисов кормит». Это компания по продаже готовых полуфабрикатов: купаты, пельмени, котлеты и прочее. Стал распространять их среди знакомых и друзей. Быстро сделали сайт. С помощью соцсетей рекламировались, люди покупали. Для компании прибыли практически не было. Однако благодаря этому люди были заняты на доставке, а повара получали зарплату.

Разговор с командой и поддержка

Я собрал руководящий состав и сказал, что мы либо сейчас закрываемся, либо сокращаем зарплаты. Поговорил с каждым и спросил, какой для него минимум, который ему нужен. Если есть кредит, то какой. В итоге у кого-то зарплата сократилась в 3 раза, а у кого-то на 20%. Сократили также зарплату у юриста и бухгалтера, которые находятся на аутсорсе. Они тоже пошли навстречу.

Регулярно проводил собрания с администраторами и руководящим составом. Постоянно их поддерживал и говорил, что сейчас непросто, но скоро все наладится. Самое сложное было из-за неопределенности, поэтому мы периодически ставили цели и задачи, пусть они и не выполнялись.

Раз в месяц для рядовых сотрудников — администраторов и поваров — мы выделяли продуктовые наборы. Это было что-то из продукции «Борисов кормит», а что-то закупали у поставщиков, так как там цены на продукты ниже.

В целом затраты сократились в два раза, но при этом прибыль уменьшилась в 25 раз за апрель, за май в 20 раз, а за июнь в 15 раз. Кредит, который я брал в «Сбербанке», пошел на погашение других кредитов, которые я брал раньше.

Увеличение расходов

Расходы мы не увеличили. Единственное, что я оставил на прежнем уровне, так это расходы на маркетинг и рекламу. Я понимал, что за счет этого мы все равно должны удерживать свои позиции в такой непростой период.

Рекомендации по оптимизации расходов

Один из главных активов — это команда, поэтому ваша задача сохранить ее. Если компания сейчас в реальном кризисе, очень важно постоянно быть на связи с командой. Если вы что-то ей не рассказываете, то информационный вакуум будет заполняться слухами. В любом коллективе есть паникеры, которые будут нагнетать ситуацию. Важно это сразу выявить, переговорить или уволить, чтобы очистить микроклимат. Вы, как руководитель, должны быть постоянно на связи и объяснять людям, что все нормально, все будет хорошо. Понятно, что люди могут уйти, но если кризис везде, то надо просто на время затянуть пояса.

Вот сейчас тоже начинается кризис, но я раз или два раза в неделю провожу планерки. Спрашиваю у сотрудников, как дела, а также рассказываю свое видение ситуации. Самое главное ничего не утаивать. Если ситуация плохая, то лучше сказать честно об этом и объяснить, по каким причинам мы из этой ситуации сможем выйти. Кризис — это возможность для людей сплотиться.

Вторая рекомендация: не сокращайте рекламу или делайте это минимально. Иначе кризис закончится, а вы можете потерять место на рынке.

Третья рекомендация: демонстрируйте уверенность, даже если для вас это непросто. Сотрудники прощают руководству все, кроме нерешительности и незнания, куда идти. Даже если вы и правда не знаете, говорите, что знаете.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Самозанятым в области красоты предложили обязательную сертификацию 1188 11.3.2024 Самозанятым в области красоты предложили обязательную сертификацию

В Торгово-промышленной палате (ТПП) возникла инициатива по внедрению системы сертификации ...