Советы опытного HR-консультанта по подбору персонала

Советы опытного HR-консультанта по подбору персонала

Сулева Мария
Автор:
HR-консультант

Примерно 2 месяца назад один из владельцев ООО, которому требовались сотрудники, обратился ко мне с вопросом: «Какого сотрудника выбрать: опытного или не очень?» При детальном обсуждении он сказал, что хочет видеть в своей команде заинтересованных в работе и преданных своему делу людей, а не стаю стервятников, готовых в угоду своим желаниям испортить репутацию компании и причинить ущерб финансовой устойчивости организации.

Лояльность сотрудника

Это как раз говорит о том, что вопрос стоит рассматривать еще шире. Исходя из запроса владельца, мы затронули понятие «лояльность сотрудника». В самом общем виде под лояльностью персонала понимается уважительное отношение сотрудников друг к другу и к компании в целом, то есть к действиям ее руководства. Также это понятие подразумевает понимание и верность общему делу, соблюдение правил и обязательств работодателем и наемным персоналом. Возникает вопрос: а на каком этапе развития бизнес?

Стартап или именитая компания

Судя по опыту работы в сфере HR, нужно смотреть на сам бизнес, то есть на его жизненный цикл и его возможности, а уже от этого «плясать». Из экономики известно, что у любого бизнеса есть жизненные циклы, которые ограничены определенными возможностями.

Допустим, есть стартап. Он требует быстрое развитие, чтобы в короткие сроки получить прибыль. Собственнику просто некогда будет учить кого-то что-то делать, нужен будет уже опытный сотрудник, чтобы быстрее добиться результата. Навряд ли этот сотрудник будет лоялен, потому что компания только вышла на рынок, и он о ней ничего не знает.

Кого выбрать: новичка или опытного спеца?

Плюс опытного сотрудника: он компетентен в своей сфере, то есть нужно ввести в курс дела и все пойдет своим чередом, не придется каждый раз отвлекаться на форс-мажоры.

Минусы опытного сотрудника:

  • он обойдётся дороже по сравнению с неопытным сотрудником;
  • затраты на лояльность.

При фазе роста можно увеличить штат, то есть взять неопытного, но лояльного, которого всему научит старый сотрудник.

Плюсы неопытного сотрудника:

  • Меньше стоит по уровню затрат на заработную плату.
  • Готов учиться.
  • Лояльный при должной поддержке работодателя. Это стандартная система адаптации.

Минусы неопытного сотрудника:

  • Потраченное время на обучение. Низкая эффективность/производительность как новобранца, так и наставника.
  • Затраты на обучение и поддержание лояльности.
  • Зона риска: научится и уйдет в другое место. Это возможно, если не поддерживать лояльность и не анализировать зарплатные предложения конкурентов.

Во время фазы зрелости, если опытный сотрудник не изменил свое отношение и не втянулся душой в работу, лучше достойно расстаться с ним и брать только лояльных работников, причем как опытных, так и не очень.  Данная фаза предполагает, что этот бизнес уже известен, о работодателе соискатели уже наслышаны, а сотрудники, работающие в организации, смогут обучить рекрутов.

При фазе спада придется сокращать штат, но это уже другая история. Думаю, чтобы изменить ситуацию, нужно снова начать расти и система с подбором будет действовать та же.

Ситуация с владельцем ООО

Вернемся к разговору с собственником бизнеса. Компания занимается продажей и установкой газового оборудования 3 года. Есть костяк опытных и компетентных сотрудников в отделе установки газового оборудования, поэтому критерием отбора в это подразделение стало умение кандидата что-либо разбирать и собирать заново, то есть стаж. Нужен только конкретный навык.

В отделе продаж тоже есть опытные, но специфика работы подразумевает активную обработку возражений клиентов, так что многие новички к такому могут быть не готовы, поэтому менеджеров по продажам мы стали брать с опытом работы в продажах от полугода.

Процесс обучения и адаптации еще идет, но уже сейчас собственник отмечает успехи новобранцев.

Если говорить в целом о подборе сотрудников без опыта, то их следует нанимать на сугубо исполнительскую работу, где их действия изо дня в день повторяются, исключая в первые три месяца самостоятельных решений каких-либо задач, чтобы избегать ошибок в работе, которые могут создать негативные последствия для компании. Если в бизнесе никого кроме владельца пока еще в штате нет, то нужно будет уделить новому сотруднику достаточно времени. Если же есть кто-то с такими же обязанностями, то закрепить его как наставника для новичка. Желательно создать методичку по рабочим задачам (не путать с должностной инструкцией), чтобы новичок сам мог отслеживать темы, которые еще не знает.

Напишите что думаете или задайте вопрос!

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Правила выживания в любой кризис 1015 26.5.2022 Правила выживания в любой кризис

Открыв прачечную самообслуживания в маленьком сибирском городе, трансформировал этот бизнес ...

Секреты отбора эффективных и заинтересованных сотрудников 1025 26.5.2022 Секреты отбора эффективных и заинтересованных сотрудников

Наша компания занимается разработкой, развитием и реализацией онлайн-сервиса управленческого учета ...