Советы опытного HR-консультанта по подбору персонала
Примерно 2 месяца назад один из владельцев ООО, которому требовались сотрудники, обратился ко мне с вопросом: «Какого сотрудника выбрать: опытного или не очень?» При детальном обсуждении он сказал, что хочет видеть в своей команде заинтересованных в работе и преданных своему делу людей, а не стаю стервятников, готовых в угоду своим желаниям испортить репутацию компании и причинить ущерб финансовой устойчивости организации.
Лояльность сотрудника
Это как раз говорит о том, что вопрос стоит рассматривать еще шире. Исходя из запроса владельца, мы затронули понятие «лояльность сотрудника». В самом общем виде под лояльностью персонала понимается уважительное отношение сотрудников друг к другу и к компании в целом, то есть к действиям ее руководства. Также это понятие подразумевает понимание и верность общему делу, соблюдение правил и обязательств работодателем и наемным персоналом. Возникает вопрос: а на каком этапе развития бизнес?
Стартап или именитая компания
Судя по опыту работы в сфере HR, нужно смотреть на сам бизнес, то есть на его жизненный цикл и его возможности, а уже от этого «плясать». Из экономики известно, что у любого бизнеса есть жизненные циклы, которые ограничены определенными возможностями.
Допустим, есть стартап. Он требует быстрое развитие, чтобы в короткие сроки получить прибыль. Собственнику просто некогда будет учить кого-то что-то делать, нужен будет уже опытный сотрудник, чтобы быстрее добиться результата. Навряд ли этот сотрудник будет лоялен, потому что компания только вышла на рынок, и он о ней ничего не знает.
Кого выбрать: новичка или опытного спеца?
Плюс опытного сотрудника: он компетентен в своей сфере, то есть нужно ввести в курс дела и все пойдет своим чередом, не придется каждый раз отвлекаться на форс-мажоры.
Минусы опытного сотрудника:
- он обойдётся дороже по сравнению с неопытным сотрудником;
- затраты на лояльность.
При фазе роста можно увеличить штат, то есть взять неопытного, но лояльного, которого всему научит старый сотрудник.
Плюсы неопытного сотрудника:
- Меньше стоит по уровню затрат на заработную плату.
- Готов учиться.
- Лояльный при должной поддержке работодателя. Это стандартная система адаптации.
Минусы неопытного сотрудника:
- Потраченное время на обучение. Низкая эффективность/производительность как новобранца, так и наставника.
- Затраты на обучение и поддержание лояльности.
- Зона риска: научится и уйдет в другое место. Это возможно, если не поддерживать лояльность и не анализировать зарплатные предложения конкурентов.
Во время фазы зрелости, если опытный сотрудник не изменил свое отношение и не втянулся душой в работу, лучше достойно расстаться с ним и брать только лояльных работников, причем как опытных, так и не очень. Данная фаза предполагает, что этот бизнес уже известен, о работодателе соискатели уже наслышаны, а сотрудники, работающие в организации, смогут обучить рекрутов.
При фазе спада придется сокращать штат, но это уже другая история. Думаю, чтобы изменить ситуацию, нужно снова начать расти и система с подбором будет действовать та же.
Ситуация с владельцем ООО
Вернемся к разговору с собственником бизнеса. Компания занимается продажей и установкой газового оборудования 3 года. Есть костяк опытных и компетентных сотрудников в отделе установки газового оборудования, поэтому критерием отбора в это подразделение стало умение кандидата что-либо разбирать и собирать заново, то есть стаж. Нужен только конкретный навык.
В отделе продаж тоже есть опытные, но специфика работы подразумевает активную обработку возражений клиентов, так что многие новички к такому могут быть не готовы, поэтому менеджеров по продажам мы стали брать с опытом работы в продажах от полугода.
Процесс обучения и адаптации еще идет, но уже сейчас собственник отмечает успехи новобранцев.
Если говорить в целом о подборе сотрудников без опыта, то их следует нанимать на сугубо исполнительскую работу, где их действия изо дня в день повторяются, исключая в первые три месяца самостоятельных решений каких-либо задач, чтобы избегать ошибок в работе, которые могут создать негативные последствия для компании. Если в бизнесе никого кроме владельца пока еще в штате нет, то нужно будет уделить новому сотруднику достаточно времени. Если же есть кто-то с такими же обязанностями, то закрепить его как наставника для новичка. Желательно создать методичку по рабочим задачам (не путать с должностной инструкцией), чтобы новичок сам мог отслеживать темы, которые еще не знает.
Конфликты. Это окей? Конфликты — неотъемлемая часть любого общения и ...
В современном бизнесе, насыщенном конкуренцией и изменениями, предпринимательское мышление становится ...
Вы задумывались, как вы совершаете покупку? Вспомните свой последний поход ...
Несмотря на то, что мы живем в век мессенджеров, электронная ...