Советы опытного HR-консультанта по подбору персонала

Советы опытного HR-консультанта по подбору персонала

Сулева Мария
Автор:
HR-консультант

Примерно 2 месяца назад один из владельцев ООО, которому требовались сотрудники, обратился ко мне с вопросом: «Какого сотрудника выбрать: опытного или не очень?» При детальном обсуждении он сказал, что хочет видеть в своей команде заинтересованных в работе и преданных своему делу людей, а не стаю стервятников, готовых в угоду своим желаниям испортить репутацию компании и причинить ущерб финансовой устойчивости организации.

Лояльность сотрудника

Это как раз говорит о том, что вопрос стоит рассматривать еще шире. Исходя из запроса владельца, мы затронули понятие «лояльность сотрудника». В самом общем виде под лояльностью персонала понимается уважительное отношение сотрудников друг к другу и к компании в целом, то есть к действиям ее руководства. Также это понятие подразумевает понимание и верность общему делу, соблюдение правил и обязательств работодателем и наемным персоналом. Возникает вопрос: а на каком этапе развития бизнес?

Стартап или именитая компания

Судя по опыту работы в сфере HR, нужно смотреть на сам бизнес, то есть на его жизненный цикл и его возможности, а уже от этого «плясать». Из экономики известно, что у любого бизнеса есть жизненные циклы, которые ограничены определенными возможностями.

Допустим, есть стартап. Он требует быстрое развитие, чтобы в короткие сроки получить прибыль. Собственнику просто некогда будет учить кого-то что-то делать, нужен будет уже опытный сотрудник, чтобы быстрее добиться результата. Навряд ли этот сотрудник будет лоялен, потому что компания только вышла на рынок, и он о ней ничего не знает.

Кого выбрать: новичка или опытного спеца?

Плюс опытного сотрудника: он компетентен в своей сфере, то есть нужно ввести в курс дела и все пойдет своим чередом, не придется каждый раз отвлекаться на форс-мажоры.

Минусы опытного сотрудника:

  • он обойдётся дороже по сравнению с неопытным сотрудником;
  • затраты на лояльность.

При фазе роста можно увеличить штат, то есть взять неопытного, но лояльного, которого всему научит старый сотрудник.

Плюсы неопытного сотрудника:

  • Меньше стоит по уровню затрат на заработную плату.
  • Готов учиться.
  • Лояльный при должной поддержке работодателя. Это стандартная система адаптации.

Минусы неопытного сотрудника:

  • Потраченное время на обучение. Низкая эффективность/производительность как новобранца, так и наставника.
  • Затраты на обучение и поддержание лояльности.
  • Зона риска: научится и уйдет в другое место. Это возможно, если не поддерживать лояльность и не анализировать зарплатные предложения конкурентов.

Во время фазы зрелости, если опытный сотрудник не изменил свое отношение и не втянулся душой в работу, лучше достойно расстаться с ним и брать только лояльных работников, причем как опытных, так и не очень.  Данная фаза предполагает, что этот бизнес уже известен, о работодателе соискатели уже наслышаны, а сотрудники, работающие в организации, смогут обучить рекрутов.

При фазе спада придется сокращать штат, но это уже другая история. Думаю, чтобы изменить ситуацию, нужно снова начать расти и система с подбором будет действовать та же.

Ситуация с владельцем ООО

Вернемся к разговору с собственником бизнеса. Компания занимается продажей и установкой газового оборудования 3 года. Есть костяк опытных и компетентных сотрудников в отделе установки газового оборудования, поэтому критерием отбора в это подразделение стало умение кандидата что-либо разбирать и собирать заново, то есть стаж. Нужен только конкретный навык.

В отделе продаж тоже есть опытные, но специфика работы подразумевает активную обработку возражений клиентов, так что многие новички к такому могут быть не готовы, поэтому менеджеров по продажам мы стали брать с опытом работы в продажах от полугода.

Процесс обучения и адаптации еще идет, но уже сейчас собственник отмечает успехи новобранцев.

Если говорить в целом о подборе сотрудников без опыта, то их следует нанимать на сугубо исполнительскую работу, где их действия изо дня в день повторяются, исключая в первые три месяца самостоятельных решений каких-либо задач, чтобы избегать ошибок в работе, которые могут создать негативные последствия для компании. Если в бизнесе никого кроме владельца пока еще в штате нет, то нужно будет уделить новому сотруднику достаточно времени. Если же есть кто-то с такими же обязанностями, то закрепить его как наставника для новичка. Желательно создать методичку по рабочим задачам (не путать с должностной инструкцией), чтобы новичок сам мог отслеживать темы, которые еще не знает.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Как расширить границы предпринимательского мышления 1517 30.3.2024 Как расширить границы предпринимательского мышления

В современном бизнесе, насыщенном конкуренцией и изменениями, предпринимательское мышление становится ...