Пошаговый бизнес-план по запуску онлайн-школы
Этапы запуска онлайн-школы:
- Определите нишу и целевую аудиторию
Это позволит вам грамотно выстроить стратегию продвижения и сделать продающее описание курса.
- Проанализируйте рынок
Определите основных конкурентов, изучите их подход и сделайте ещё круче.
- Определите уникальность своего курса
Это поможет вам отстроиться от конкурентов.
- Определите формат курса
Курс в записи, онлайн-вебинар, потоки или постоянный доступ, пакеты обучения и наличие обратной связи.
- Составьте программу
Если курс в записи, то старайтесь сделать ёмкие, но короткие уроки. Также внимательно отнеситесь к презентациям и материалам для скачивания.
- Юридически оформите свою школу
Это позволит автоматизировать процесс оплаты и обеспечит юридическую защиту как вас, так и учеников.
- Выберите обучающую площадку, платформу
Все советуют популярные, такие как GetCourse, АнтиТренинги, Teachbase и т.д. Но, не все знают что эти платформы неудобны, сложны, требуют привлечения технического специалиста и стоят дорого.
Просто не все знают про Руснат, современную платформу для онлайн школы, которую можно настроить быстро и самостоятельно, все легко и просто.
- Собери сильную команду
В команде сильной школы должны быть: продюсер, маркетолог, администратор, менеджер по продажам, куратор, но на стартовом этапе требуется меньше ресурсов.
- Настрой грамотное продвижение
Заранее продумайте стратегию продвижения и закладывайте на это минимум 1,5 месяца.
- Запуск
Ура! Школа запущена! Теперь ваша задача сделать так, чтобы ученики возвращались.
Это был общий обзор.
Далее мы подробнее разберем каждый этап создания онлайн-школы.
1 этап: Выбираем нишу и целевую аудиторию
Подумайте что вам нравится делать, в какой сфере вы эксперт и можно ли эту сферу монетизировать. Пересечение этих 3 составляющих и станет той самой нишей для вас!
Целевая аудитория (ЦА) — это аудитория потенциальных потребителей вашего товара или услуги.
10 основных вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы составить портрет вашей целевой аудитории:
- Какой пол, возраст ваших клиентов и где они проживают (маленький город или мегаполис)?
- Какой у них уровень дохода?
- Какой из социальный статус и семейное положение?
- В какой сфере они работают?
- Что имеет большую ценность для этих людей: функциональность, удобство, безопасность, деньги, статус?
- На что в первую очередь обращают внимание, принимая решение о покупке: качество продукции, обслуживание, стоимость, удобство покупки, индивидуальный подход?
- Подвержены ли представители вашей ЦА эмоциональным покупкам?
- Чье мнение важно в принятии решения, купить или нет?
- Какие виды ваших услуг или продуктов важны клиентам и почему?
- Кто точно не купит вашу услугу или продукт?
2 этап: Конкурентный анализ
Изучите 3-5 ближайших конкурентов в своей сфере, ответив на вопросы:
1-й блок вопросов: Продукт
Что предлагает конкурент?
- продуктовая матрица
- преимущества и особенности продуктов
- ценовая политика, скидки и акции
2-й блок вопросов: Продажи
Как все устроено у конкурента?
- процесс продажи
- удобство оплаты
- есть ли менеджер по продажам
3-й блок вопросов: Взаимодействие с клиентами
Как конкурент общается с клиентами?
- как проходят консультации
- обратная связь в социальных сетях (комментарии, директ)
- есть ли обратная связь на обучении
4-й блок вопросов: Маркетинг
Как конкурент привлекает новых клиентов?
- сайт и лэндинги
- каналы привлечения трафика
- задействованы ли социальные сети
3 этап: Уникальность курса
УТП (уникальное торговое предложение) – короткая фраза, которая передает выгоду и ценность вашего продукта.
Помните, что люди покупают не курс, а результат.
Каким должно быть УТП:
- содержать конкретную выгоду
- запоминаться
- отличаться от других предложений на рынке
4 этап: Выбор формата курса
Виды онлайн-обучений:
- Курс в записи
- Курс с прямыми трансляциями
- Видеокурс и консультациями по скайпу или видеоконференции
- Вебинар
- Мастер-класс
- Марафон
- Онлайн-тренинг
- Практический курс
- Интенсив
- Индивидуальный курс
- Корпоративный курс
Новичкам в сфере онлайн-курсов стоит начать с формата коротких видео-уроков в записи. Это позволит вам избежать заминок во время урока и смонтировать все качественно. Также всегда ориентируйтесь на аудиторию и желаемый результат от курса.
Можно проводить обучение в разных форматах, все зависит от ваших целей и целей обучения.
5 этап: Программа курса
Рекомендации по составлению программы:
- Давайте информацию от простого к сложному
- Уроки в записи нужно делать не дольше 30 минут. Далее удержать внимание ученика будет сложно.
- В программе четко указывайте о чем будет урок. Это позволит принять решение о покупке и облегчит процесс обучения.
- Чем системнее и логичнее будет составлена программа, тем лучше будут результаты учеников. Формируйте у ваших учеников системное понимание изучаемой темы.
- Не делайте объемные уроки. Лучше разбить большой урок на блоки. Это позволит ученикам лучше воспринимать материал.
- Используйте стоп-уроки, для более системного понимания материала.
6 этап: Юридические вопросы
Несколько самых популярных юридических вопросах об открытии онлайн-школы и ответы на них:
Нужно ли оформлять ИП?
Для онлайн-школы нужно создавать ИП. Без него вы не сможете настроить основные бизнес процессы, связанные с приемом платежей и автоматизацией.
Как платить меньше налогов?
Для онлайн-школы выбор патента – самая оптимальная система налогообложения, так вы будете платить налоги по минимуму.
Нужна ли сертификация?
При условии, что обучение, которое вы предоставляете – дополнительное и непрофессиональное, к тому же если вы ведёте обучение сами (сам ИП), то лицензия не нужно.
Хотя порой иметь образовательную лицензию бывает выгодно.
Если у вас есть другие вопросы или уточнения по вопросам выше, то следует обратиться к профессионалам.
7 этап: Обучающая платформа
Как выбрать обучающую платформу для онлайн-школы?
- Пропишите цели и задачи вашей онлайн-школы.
- Как вы видите работу с вашими учениками (кто, где и как будет пользоваться платформой)?
- Пропишите процессы взаимодействия (маркетинг, продажи, обучение).
- Протестируйте подходящие для вас варианты платформ. У всех разработчиков всегда есть демо-версия, которой можно воспользоваться в течение нескольких недель. Этого времени достаточно, чтобы оценить, насколько платформа подходит под цели и задачи вашей будущей онлайн-школы.
- Оцените, насколько просто воспользоваться платформой как ученикам, так и администраторам. Оцените, насколько просто настраивать систему и менять данные.
- Протестируйте, легко ли добавлять и редактировать тренинги и уроки.
- Есть ли встроенная CRM система, чтобы можно было вести и анализировать вашу базу учеников?
- Проверьте, есть ли конструктор лэндингов и сайтов.
- Проверьте, если интеграция с различными платежными системами.
- Посмотрите, как реализованы инструменты статистики и аналитики на платформе.
- Проанализируйте стоимость решения, из чего оно складывается и от чего зависит.
- Что вы получите при грамотном выборе и внедрении обучающей платформы?
Эти советы помогут вам выбрать подходящее для вас решение, отладить работу, чтобы ваша онлайн-школа стала успешной!
Все вышеперечисленные возможности я нашел только на одной платформе: Руснат.
8 этап: Команда
Какие кадры нужны в онлайн-школе:
Продюсер
Продюсер онлайн курсов – это специалист по созданию и продвижению образовательных проектов в формате онлайн-обучения. Такой человек отвечает за концепцию курсов, стратегию продвижения и продажи.
По сути он берет все под свое крыло, а вам остается только вести курсы и заниматься своим личным брендом. Вы можете заказать продвижение онлайн школы под ключ и на нашем сайте.
Администратор онлайн-школы
Занимается техническим сопровождением курсов. А там работы не мало.
Менеджер по продажам
Такой человек консультирует и продает ваши обучения на входящих и исходящих звонках и сообщениях. Многие недооценивают этого специалиста и важность его работы. Главное помните, что на небольших оборотах генерировать обучающий контент и заниматься операционной деятельностью вполне реально, но чтобы расти нужна команда!
E-mail маркетолог
Если вы хотите грамотно выстроенную воронку продаж, то такой специалист незаменим. Как правило специалиста по рассылкам можно найти на сайте фрилансеров и оплачивать его работу по договорной цене.
Веб-дизайнер, создатель сайтов
В онлайн-обучении часто нужно создавать разные лендинги и оперативно вносить правки. Такого специалиста также можно найти онлайн.
Бухгалтер
Поможет избежать проблем с налоговой и снимет с вас заботы по подготовке квартальных и годовых отчетностей.
Дизайнер
Дизайнер нужен, чтобы подготовить фирменный стиль, логотип школы, презентации и все материалы для скачивания. Согласитесь будет гораздо лучше, если все это сделать в одном стиле.
Юрист
Заранее позаботьтесь о договоре оферты на сайте. Можно, конечно, скачать готовые в Интернете, но лучше исходить из своих задач и проконсультироваться с юристом.
Личный помощник
Это даже не про онлайн-школу, а в целом про бизнес. Вы можете делегировать свои рутинные дела, что позволит сконцентрироваться на главном.
Методист онлайн курсов
Этот специалист может пригодится для совершенствования обучающей программы, доработки курсов и тренингов, его цель повысить эффективность обучения. А если ученики будут получать более высокие результаты это неизбежно скажется на авторитете онлайн школы и приведет к росту прибыли.
9 этап: Продвижение
Важно помнить, что даже самый качественный курс будет провальным при плохом продвижении.
Инструменты для продвижения курсов:
На самом деле инструментов продвижения огромное количество. Грамотно используя каждый из них, можно добиться миллионного оборота вашей школы.
- Продающий лендинг
- Контекстная реклама
- Таргетированная реклама в социальных сетях, а также реклама на Ютуб и Тик Ток.
- Реклама у блогеров
- Продающий вебинар
- Продающие посты и сториз (с использование триггеров)
- E-mail рассылки
- Чат-боты
- Лид-магнит
- Трипваер
Эпилог
В этой статье вы ознакомились с этапами запуска онлайн школы, это план который вам поможет добиться успеха. Нужно отнестись с вниманием к каждому этапу, главное продумайте пользу которую получит ваша аудитория.
Узнайте что интересует людей, не нужно тестировать гипотезы курсов, не гадайте, проведите несколько консультаций и узнайте что реально волнует вашу аудиторию. На основании этого начните разрабатывать обучающие программы.
Удачи Вам во всех начинаниях!
Вы задумывались, как вы совершаете покупку? Вспомните свой последний поход ...
О том, что бизнес растет и развивается, достаточно ясно говорит ...
Мой вывод: волшебной таблетки нет. Многое, что вы сейчас прочитаете, ...
Построение карьеры в IT — это процесс, который требует планирования, ...