Инфобизнес и инфоцыганство: находим различия

Инфобизнес и инфоцыганство: находим различия

Валерия Чертовикова
Автор:
CEO группы компаний Black Square Group
Специалист по корпоративному обучению и коммуникациям

Популярность онлайн-образования, как и удаленной работы, резко возросла в карантинный год и не теряет своей востребованности по сей день. Инфобизнес также поддерживают тренды на развитие мягких навыков, непрерывное образование, смену профессий каждые 2–3 года.

Исследовательское агентство Smart Ranking опубликовало рейтинг крупных компаний онлайн-образования за 2022 год и подсчитало их годовой доход. Он составил почти 90 миллиардов рублей и вырос на 18% в сравнении с предыдущим годом. Это несмотря на нестабильную экономику и многие другие неблагоприятные условия.

Инфобизнес — это бизнес, который основан на продаже информации. Его популярность обусловлена двумя факторами:

  1. Возможностью заработать на знаниях, собственном опыте и экспертности. Это может стать особенно привлекательным для тех, кто не имеет большого стартового капитала, но имеет, например, высокую экспертность в определенной области.
  2. Низкими затратами на производство более-менее приемлемого контента и распространение продукта. Для записи онлайн-курсов достаточно иметь хорошую камеру, которой сейчас оснащен практически каждый телефон, и выход в интернет.

Но есть и обратная сторона. Доступная техническая реализация и низкий стартовый капитал начали привлекать в инфобизнес всё больше любителей легких нажив и быстрых заработков. Они, как правило, не уделяют наполненности и содержанию курса должного внимания и часто сами не являются экспертами. Их главная цель не ценность продукта, а возможность заработать как можно больше. Таких продавцов называют инфоцыганами, а их деятельность — инфоцыганщиной.

Популярность именно их курсов в соцсетях достаточно велика. И связано это прежде всего с высокой способностью продавать, умело использовать и внедрять инструменты маркетинга и психологии.

Что отличает инфоцыганство от инфобизнеса

Манипуляция посредством давления на самые больные точки аудитории

Во время продаж таких курсов часто обещают непродолжительное обучение, быстрые результаты и высокие доходы. Инфоцыгане очень тонко манипулируют проблемами своей аудитории, особенно финансовыми. Они рассказывают истории о собственном безденежье в прошлом, а следом  выкладывают фото новой красивой жизни. Подписчики начинают думать: «Хочу также!», «А чем я хуже?» — и в этот момент попадают на крючок манипуляторов.

Демонстративность

Курсы от инфоцыган всегда продаются ярко и громко:

  • дорогая реклама у известных блогеров,
  • красочные видеоролики,
  • постоянная демонстрация собственного «успешного успеха» и роскошной жизни.

С помощью этих средств такие курсы быстро становятся популярными среди интернет-аудитории. Директор Института психологии имени Л. С. Выготского Татьяна Марцинковская связывает такой успех с известным в психологии эффектом ореола, «который формируется бессознательно и очень трудно преодолевается. У школ и курсов, в которых много людей и существует официальная организация, такого ореола просто быть не может. Поэтому для многих они и менее привлекательны».

Отсутствие методики обучения и глубины знаний

Обычно преподавателями инфоцыганских курсов становятся вчерашние выпускники без должного опыта работы и успешной реализации собственных проектов. Получается так: «Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит других». Не отдавая приоритет экспертности материала, инфоцыгане, как говорится, «продают воздух». Их подход к обучению несистемный и слишком поверхностный. Знания, полученные на подобных курсах, примитивны и минимальны. В дальнейшем их будет достаточно сложно с пользой применить на практике и масштабировать.

Красиво говорят и много обещают

Инфоцыгане — это харизматичные, уверенные в себе люди. Что бы они не говорили, это всегда звучит убедительно и правдоподобно. Обаяние и ораторское мастерство производят положительное впечатление на любую публику. Это подтвердил один эксперимент, который провели в Америке еще в 70-х годах. Студентов Медицинского университета Южной Калифорнии разделили на две группы. Перед одной группой выступал настоящий профессор, который прекрасно разбирался в теме доклада, но студентам было неинтересно. У второй группы лекцию читал приглашенный актер, который представился доктором Фоксом. Накануне он прочитал всего лишь одну маленькую статью по теме доклада, но провел лекцию достаточно эмоционально и вызвал гораздо больше доверия и интереса у своей аудитории, чем его оппонент. Вывод: подача информации часто становится определяющей.

Невысокая стоимость

Главная цель инфоцыганства — быстрее и больше продать. Такие предприниматели не сфокусированы на положительном результате своих учеников и на создании качественного, ценного продукта. Поэтому цена на их курс всегда привлекательна и доступна для большинства подписчиков. Часто используются приемы «завтра стоимость будет выше», «мест на курс в этот раз ограниченное количество» и прочие.

Сейчас почти 90% блогеров, в том числе звезды эстрады, стали продавать своей аудитории различные курсы. С развитием инфоцыганства понятие экспертности размывается и приравнивается к популярности блогера. Но популярность не равно экспертность. Как отделить одно от другого?

Можно проверить упоминание эксперта в СМИ. Если он такой известный и сильный профессионал, наверняка в его карьере есть выступления на крупных форумах и серьезных конференциях, интервью или комментарии в различных изданиях. Данные о его образовании общедоступны, он их не скрывает. С ним сотрудничают серьезные компании и эксперты.

Стоит поинтересоваться программой курса. У настоящего эксперта она будет выстроена структурно, и он сможет подробно и четко о ней рассказать, описав при этом результаты, к которым должен прийти учащийся в конце обучения.

Несмотря на популярность курсов от инфоцыган, инфобизнес также продолжает развиваться и предлагает качественные продукты.

Что учитываем при выборе онлайн-курса

Цель обучения: получить новые знания, прокачать уже имеющиеся навыки или освоить новое направление деятельности. Чем четче человек будет представлять результат, который он хочет получить после обучения, тем проще ему будет сделать выбор. Даже интуитивно он сможет понять, что именно ему нужно, подходит этот курс или нет.

Организация курса: как составлена программа, какие методы преподавания, каков формат обучения и стоимость. Лучше заранее собрать информацию об авторе курса и почитать реальные отзывы от участников прошлых потоков.

Длительность курса: она должна быть оптимальной и составлять от 3 до 6 месяцев. Иначе есть вероятность не закончить курс или не освоить профессию и знания в полной мере.

Поддержка и обратная связь: на курсах, где есть кураторское сопровождение или наставничество, больше шансов прийти к высокому результату.

Не все онлайн-курсы — это инфоцыганщина. Главное отличие инфоцыган в том, что они продают иллюзию получения новых знаний с помощью манипулирования. Инфобизнесмен создает продукт, который ориентирован на удовлетворение потребностей людей. Чтобы не попасть в ловушку инфоцыган, при выборе онлайн-обучения важно проявлять свою зрелость и включать критическое мышление.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Самозанятым в области красоты предложили обязательную сертификацию 1193 11.3.2024 Самозанятым в области красоты предложили обязательную сертификацию

В Торгово-промышленной палате (ТПП) возникла инициатива по внедрению системы сертификации ...