Как человек принимает решение о покупке

Как человек принимает решение о покупке

Согласно классической экономической теории, человек выбирает вещь или благо, удовлетворяя какую-то потребность и ориентируясь на полезность материального или невещественного продукта лично для себя. Каким образом субъективная ценность кодируется на уровне клеток головного мозга, пытается расшифровать нейроэкономика.

Нейроны как проводники воли разума и голоса эмоций

Нейроэкономика родилась в начале XXI века на стыке психологии, нейробиологии и экономической теории. Наука исследует, как человек принимает решение о покупке или выборе из нескольких альтернатив.

Нейроэкономические исследования показали, что при оценке продукта задействованы две области головного мозга:

  • Прилежащее ядро вентральной части полосатого тела. Здесь, как считают нейроэкономисты, осуществляется кодирование субъективной экономической ценности товара или услуги.
  • Средоточие нейронов орбитофронтальной коры. В нем сопоставляется ценность продуктов при выборе.

В ходе экспериментов выяснилось, что пациенты с повреждениями орбитофронтальной коры не способны сделать оптимальный выбор товара. Так как орбитофронтальная кора участвует в формировании эмоций, стало ясно, почему люди с высоким интеллектом и нарушениями в эмоциональной сфере не могут оперативно выделить самый выгодный из вариантов.

По мнению приверженцев нейроэкономики, покупка — результат взаимодействия медленного рационального и быстрого эмоционального механизмов. Адекватное решение возможно при наличии здравого ума и уравновешенного эмоционального фона.

Эвристическая теория определения ценности продукта против нейроэкономики

Не все ученые согласны с важностью рационального механизма при выборе продукта. В 2021 году профессор психологии и неврологии Принстонского университета США Яэль Нив и профессор неврологии Университета Миннесоты США Бенджамин Хайден рискнули выступить с опровержением базовых принципов нейроэкономики.

Их вердикт: мозг ничего не высчитывает, покупки совершаются спонтанно. Сигналы нейронов, которые улавливает аппаратура, не имеют прямого отношения к подсчету экономической ценности товара, они просто говорят о возросшем внимании к продукту.

По мнению ученых, то, как человек принимает решение о покупке, довольно близко к случайному выбору. Рассматривая альтернативы, нейроны головного мозга используют шустрый эвристический подход, который дает упрощенные методы разрешения ситуации.

  • «Вспыхивают» свободные ассоциации с товаром. Например: «Когда я месяц назад покупал этот кофе, почувствовал себя мачо от взгляда блондинки у мороженого. Кофе классный!». Блондинка может и не вспомниться, но ассоциация в головном мозге осталась.
  • «Мозговой штурм». Нейроны «посовещались и решили» в течение мгновения, не давая пояснений хозяину. Реклама, ассоциации, отзывы сотрудников или светлые воспоминания об употреблении продукта ранее могли повлиять на выбор. Можно только догадываться.
  • Метод проб и ошибок. В эволюционных целях мозг старается учиться, невзирая на эго, которое боится совершить ошибку. Всегда будет процент неожиданных покупок.

Еще до рождения нейроэкономики в 1982 году вышла книга психолога Даниэля Канемана с соавторами о влиянии иррациональных потребностей и эмоций на выбор товара или услуги. За формулировку принципов поведенческой экономики в 2002 году Канеман был удостоен Нобелевской премии в области экономики. Вероятно, к этому моменту принципы были досконально проверены маркетологами планеты.

Нив и Хайден согласны с Канеманом, что рациональность мышления в момент принятия решения ограничена. Субъективная полезность товара не поддается логическому анализу.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Альтернативные способы оценки не диджитальных рекламных кампаний 1691 28.12.2023 Альтернативные способы оценки не диджитальных рекламных кампаний

Исследователи используют разные методологии для оценки рекламных кампаний и сразу ...