Как проверить репутацию компании. Случай из практики

Как проверить репутацию компании. Случай из практики

Ульяна Павлова
Автор:
Управляющий партнер ООО «Агентство Маркетинговых Стратегий Макс»

За последние 2 года бизнес-ландшафт России очень изменился. Отрасли, которые казались стабильно растущими, пострадали сперва от ковидных ограничений, а затем от введения санкций, нарушения логистических цепочек и оттока специалистов. При этом собственники бизнеса и управленцы не всегда ведут себя этично в кризисной ситуации. Одни обвиняют всех вокруг, другие принуждают сотрудников уволиться, третьи занимают ниши, устраняя конкурентов не всегда честными способами. Есть и те, кто пытается решить свои проблемы за ваш счет: получить услуги или предоплату и обанкротить предприятие, уйдя от ответственности. Как снизить риск потери времени и денег, какую роль в этом сыграла репутация, рассказываю ниже.

По данным «Актион Бухгалтерия» за первое полугодие 2021 в России закрылось 545 тысяч ИП. Это 8-летний максимум.

В первом квартале текущего года число закрывшихся юридических лиц увеличилось еще в 1,5 раза. При этом открытие новых ИП сократилось.

«Агентство Маркетинговых Стратегий Макс» работает с банками, АНО и госорганами и активно участвует в тендерных закупках. Я заинтересовалась, насколько тщательно организации проверяют контрагентов. Задалась целью самостоятельно проанализировать две компании: свою и недавнего клиента, у которого возникла дебиторская задолженность.

Базовая проверка компании

Проанализировать потенциального партнера несложно. Например, я воспользовалась системой сбора информации SCAN от «Интерфакса». Самое доступное и быстрое, на мой взгляд.

Первый этап проверки — сведения из официальных источников. Например, информация о действующих или завершившихся судах, проведение ликвидации или банкротства, раскрытие финансовой отчетности, участие в госзакупках. Если судебные процессы были, обращайте внимание на то, кем выступал ваш потенциальный партнер в разбирательстве: ответчиком или истцом. Также важна сумма иска и давность процесса.

Во вторую очередь анализируются упоминания в СМИ. Система учитывает даже источники недоступные рядовым пользователям в интернете. Через объединение баз со «СПАРК» информацию просматривают по точному ИНН и другим кодам, вплоть до руководства компании.

В итоге анализ моей компании включал 52 риск-фактора. Я удостоверилась, что в глазах потенциальных заказчиков агентство выглядит надежно и прозрачно.

Личный опыт

Как показал личный опыт, проверка юридического лица сокращает, но не исключает риск нарваться на недобросовестного партнера. Рассказываю, что можно сделать и как мне помогла репутация.

Как писала выше, вторую проверку я решила провести из-за того, что у нового клиента возникла дебиторская задолженность.

В апреле 2022 года агентство заключило контракт на автоматизацию и продвижение с инвестиционной компанией. По условиям договора, оплата осуществлялась частями за фактически оказанные услуги.

Спустя 3 месяца после начала работ заказчик (назовем его Александр), благодаря хорошо выстроенным коммуникациям, убедил перейти на отсрочку платежа. Он объяснил кассовый разрыв реинвестированием в масштабирование бизнеса. Под этим предлогом он приостановил расчеты, но продолжал пользоваться услугами агентства в прежнем объеме.

Проверка компании клиента не вскрыла проблем. Это было новое юридическое лицо, руководителем числился другой человек, хотя де-факто принимал решения Александр. Помогло бизнес-окружение. На одном из мероприятий я поделилась историей с участниками. Коллега отвела меня в сторону и предостерегла, что у этого заказчика несколько обанкротившихся предприятий и долги перед поставщиками.

Откровенный разговор с Александром успокоил меня: предприниматель не избегал встреч, признавал прошлые банкротства и долги, подписал гарантийное обязательство о погашении задолженности. Как оказалось, он лишь выиграл себе время.

Оставалось обратиться в суд, а Александр мог быстро пойти по пути закрытия юрлица, а денег я бы не увидела совсем. Решила попробовать нестандартное решение. Обратилась к знакомым, которые входят с Александром в мужское бизнес-сообщество, а также к организаторам мероприятия, где недобросовестный партнер был заявлен спикером.

Тут я хотела бы отметить роль репутации. Если бы я не зарекомендовала себя ранее, не имела бы сильного личного бренда, то ситуация была бы спорной: слово одного предпринимателя против слова другого. С другой стороны, тянущийся за Александром шлейф банкротств сыграл против него.

В течение двух дней я получила 50% долга от Александра, который под угрозой потери статуса внезапно нашел средства.

Выводы

  • При малейшем сомнении проверять заказчиков в официальных базах, СМИ и деловой среде.
  • Помнить, что все поступки оставляют след в информационном поле. В этом смысле репутация, как студенческая зачетка, где сперва ты работаешь на нее, а потом она на тебя.
  • Репутация — нематериальный актив, но выгоды или ущерб от ее потери физически ощутимы.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Самозанятым в области красоты предложили обязательную сертификацию 1184 11.3.2024 Самозанятым в области красоты предложили обязательную сертификацию

В Торгово-промышленной палате (ТПП) возникла инициатива по внедрению системы сертификации ...