Маркетинг и состояние предпринимателя решают в кризис!

Маркетинг и состояние предпринимателя решают в кризис!

Анастасия Якушева
Автор:
Основатель нескольких бизнесов по производству женского белья и домашней одежды

За 12 лет предпринимательства я прошла многое. Первый кризис, который мы пережили в осознанном возрасте, — это валютный кризис 2014–2015 года. Тогда у нас с мужем только родилась старшая дочь, мы открыли бизнес. Казалось бы, наступили стабильность, счастье, но нет. Тогда все закупались гречкой в бешеных количествах, а мы меняли евро по 110 рублей в панике. Это был отличный опыт. С тех пор я стала воспринимать кризис как время возможностей. А используете ли вы их или нет зависит от вашего состояния и опыта.

Энергия предпринимателя в кризис должна быть направлена на то, что можно контролировать и изменить. Конечно же, первое, на что обращает внимание владелец бизнеса, — это сокращение расходов. Но к этому процессу важно подходить с умом. В статье поделюсь своим опытом, на чем стоит экономить предпринимателю в кризис, а на чем категорически нельзя.

Сокращаем статьи расходов

Неэффективные сотрудники. Первое, на чем можно экономить, так это на неэффективных сотрудниках. Когда компания живет, когда всё хорошо, руководитель не думает, что сотрудники неэффективны. Поэтому первое, что я бы оценила, — это эффективность каждого.

В наших случаях были кейсы, когда сотрудник казался незаменимым: бегает, много времени на работу тратит. Однако после того как его уволили, никакие процессы абсолютно не изменились.

Убыточные направления. Следующий момент, на котором можно экономить, — это отметать то, что перестает быть важным. Когда компания находится в расцвете, у нее могут быть разные направления: положительные, которые ведут компанию в плюс, и те, которые в минус, но потенциально перспективные. Когда начинается кризис, я рекомендую избавляться от всего лишнего и оставлять только ключевое, то, что приносит максимальный результат.

Ни в коем случае не экономим!

Маркетинг. Нельзя отказываться от маркетинга, потому что в любом случае он несет результат сейчас. В кризис надо вкладываться в маркетинг, который работает. От стратегического маркетинга я бы еще могла уйти. Это тот, который несет узнаваемость и продажи в будущем. Но от операционного маркетинга, который дает продажи в моменте, который приносит деньги, я бы не рекомендовала отказываться. Так можно потопить бизнес.

Дополнительные каналы продаж. Я бы проанализировала конкурентов. Если есть конкуренты, у которых всё хорошо в вашей нише, то я бы рассмотрела переход на дополнительные каналы продаж, которые у них хорошо работают.

Например, недавно многие сидели в офлайне. Только спустя 10 лет, только после того как увидели, что онлайн хорошо продает, начали туда выходить. Можно было избежать резких переходов и уходить плавно. То же самое и с Wildberries в первый год. Все были скептиками и не верили в успех маркетплейса, а сейчас уже крупные бренды продают на Wildberries..

Внутреннее состояние собственника. Это то, на чем тоже не рекомендую экономить. Лидеру важно не паниковать, а совершать точечные действия, которые дадут бизнесу рост даже в кризис.

Позаботьтесь о себе. Вы в тревоге? Медитации, валерианка, мягкое общение с людьми, побольше в своих мыслях, чтение художественной литературы, уборка дома, работа — всё это помогает не впадать в минус.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Как расширить границы предпринимательского мышления 1517 30.3.2024 Как расширить границы предпринимательского мышления

В современном бизнесе, насыщенном конкуренцией и изменениями, предпринимательское мышление становится ...