Нужно ли учиться руководить?

Нужно ли учиться руководить?

Евгений Джао
Автор:
Специалист в области прикладной социальной психологии
Эксперт по вопросам стратегии международного бизнеса

Руководитель — это человек, который берет на себя ответственность и не боится принимать решения.

Когда спрашивают нужно ли учиться руководить, сразу хочется привести в пример Принцип эффективности в пропорции:  20 процентов усилий равно восьмидесяти процентам результата. Чтобы овладеть пониманием и навыком использования этого или любого другого инструмента, конечно, нужно учиться.

Если говорить про личное, я воспринимаю все легко. Раньше у меня была тактика: готовить себя к самому худшему сценарию. Если получилось хорошо, я был рад. Если же не получалось, был к этому морально готов и не падал духом. Важно понимать, что спокойные реакции — это стратегия, а не безразличие или апатия. Именно то, что часто называют индифферентностью, на самом деле, является навыком фокусирования на главном. Важная черта для руководителя — не распыляться на ерунду и удерживать фокус на самом важном.

Есть три прикладных принципа бизнес администрирования, которые я использую в работе:

  1. Закон Парето. На пальцах объяснить принцип этого закона можно так: если взять глобальный проект, то двадцать процентов — это идея. Остальное — реализация. Без 20 не появится 80. От качества этих двадцати процентов зависят все дальнейшие перспективы развития. К примеру, Микки Маус — мультяшка. Предположим, успех, сам образ Микки и популярность — 20 процентов от империи Уолта Дисней. Значительно меньше, чем остающиеся 80%. Но неизвестно, как развивалась бы история «Диснея» и поп-культуры Америки, не будь этого мышонка равного 20%.
  2. Принцип по классификации задач: выбирать задачу исходя значимости. Этот принцип позволяет ABC-анализу расставить приоритетность и действовать четко, слаженно, не распыляясь на мелочи.
  3. Матрица Эйзенхауэра — похожий принцип тайм-менеджмента, позволяющий разбить все задачи на четыре этапа и выявить те, которые нужно делегировать.

Я пользуюсь принципом Парето регулярно, ведь именно те 20 процентов, о которых идет речь, являются моей основной задачей. Возможно, в других профессиях дело обстоит иначе.

Популярные ошибки начинающих руководителей

Недостаток у любого принципа или управленческой методики только один — неправильная интерпретация. Зачастую люди понимают все буквально и, руководствуясь искаженными представлениями, работают, к примеру, 20% рабочего времени хорошо, а 80% досиживают. Это в корне неверно.

Конечно, не все управленческие модели и механизмы универсальны. К примеру, названный выше принцип не подходит для врачебной практики или для деятельности МЧС. Плюс, изначально автор идеи, Вильфредо Парето, говорил про то, что максимальный результат возможно достичь правильно направленными минимальными усилиями.

Данные условия, по сути, не могут быть универсальными для всех. Умение определить правильное направление усилий — это навык, доступный далеко не всем. Он нарабатывается практикой, кругозором и знаниями.

Какие навыки нужно развивать руководителю

Один в поле не воин. Лицо руководителя — это его команда.

Основные навыки грамотного руководителя связаны именно с умением подобрать и сплотить команду:

  1. Важно заранее определить свой стиль руководства, философию и управленческую модель.
  2. Постараться найти того человека, который будет максимально соответствовать ожиданиям и представлениям о том, какой он — ваш идеальный сотрудник.
  3. Научиться делегировать задачи. Проще всего это сделать, когда тот самый сотрудник найден и с ним установился крепкий рабочий альянс.
  4. Умение мотивировать и удерживать команду. Создание нетоксичной и дружественной обстановки всегда располагает к этому.
  5.  Умение давать обратную связь таким образом, чтобы мотивировать, а не убивать или надламывать морально. Принцип: поощрение — критика — поощрение.

Литература по теме

  • «Лидерство и самообман. Жизнь, свободная от шор», Институт Арбингера.
  • «Лидерство без вранья. Почему не стоит верить историям успеха», Джеффри Пфеффер.
  • «MBA за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира», Стивен Силбигер.
  • «Измеряйте самое важное. Как Google, Intel и другие компании добиваются роста с помощью OKR», Джон Дорр.
  • «Работа без страха. Как создать в компании психологически безопасную среду для максимальной командной эффективности», Эми Эдмондсон.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.