Бизнес, для которого не нужен стартовый капитал

Бизнес, для которого не нужен стартовый капитал

Анна Тетерлева
Автор:
Директор и основатель ООО «Финансовые технологии – Аудит»

На данный момент моя компания — представитель среди консалтинговых и аудиторских фирм. Мы сотрудничаем с крупными компаниями и холдингами, оказываем высококачественные услуги. Со многими компаниями сотрудничаем длительное время. В статье я расскажу про становление и развитие своего консалтингового бизнеса.

Причины, по которым я задумалась о своем деле

Впервые о самостоятельном бизнес-развитии я задумалась, находясь в отпуске по уходу за ребенком. На момент выхода в декрет я уже 10 лет работала по найму в крупных корпоративных структурах. Для себя я рассматривала именно этот вектор развития — движение по карьерной лестнице в крупных и успешных организациях.

Когда я ушла в отпуск по уходу за ребенком, не было ещё пандемии, и форматы удалённой работы не были привычны ни для нас, ни для бизнеса. Я поняла, что будет сложно совмещать и ребёнка и жесткий корпоративный график с 9 до 18:00. В тот момент я только задумалась о самостоятельности. Но это ещё не послужило причиной открытия собственного бизнеса.

Для меня шагом в сторону своего бизнеса стали обучающие семинары. Я уже тогда имела большой опыт преподавания. У меня была степень кандидата экономических наук. Параллельно с работой в офисе я преподавала в Уральском федеральном университете. Во время отпуска мне стали предлагать проводить в качестве лектора семинары. Я стала читать семинары по той теме, которая мне была близка, в которой я была экспертом и уже имела огромный практический опыт и багаж знаний.

От самозанятости к бизнесу

Обучающая деятельность, чтение семинаров также ещё не стало для меня бизнесом. Эта деятельность была не больше чем самозанятостью. Я не занималась организационными процессами, не занималась сбором участников на семинары, финансовыми вопросами с участниками. А просто приходила и выполняла свою лекционную работу. Тем не менее эта самозанятость стала для меня первым шагом на пути к созданию своего бизнеса. Через семинары люди стали узнавать, что я эксперт в теме бухучета, аудита и международной отчетности.

Постепенно ко мне стали обращаться клиенты с конкретными запросами по реализации их проектов. В первую очередь, это были проекты по подготовке отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Я их стала делать самостоятельно, одна без команды, своими руками. Исходя из небольшого объёма проектов, я это успевала делать четко, качественно и в срок. Разумеется далее объем проектов увеличивается, и я почувствовала необходимость в сотрудниках.

Как у меня появились первые сотрудники

В подборе сотрудников сыграли роль два фактора. Во-первых, у меня возникла потребность в дополнительной силе, во-вторых, помогли опять же мои семинары.

Слушателями моих семинаров были бухгалтеры, финансисты, экономисты. Общение с ними было живое. Случалось так, что после семинаров ко мне подходили, говорили, что обучение очень интересное и понятное, моя подача информации им нравится. А также слушатели говорили, что хорошо было бы у меня работать. Соответственно, когда у меня возникла потребность в наборе команды, первыми сотрудниками стали именно мои слушатели. Что примечательно, со своим самым первым сотрудником, с которым мы как раз познакомились на одном из моих семинаров, мы работаем до сих пор. Наше сотрудничество длится уже около 10 лет.

Стартовый капитал

Мой стартовый капитал составлял примерно 0 рублей. Поскольку в данном случае мы имеем дело с консалтинговым бизнесом, то здесь ключевую роль играют накопленные знания, полученный опыт, отработанные кейсы, время, затраченное на реализацию проектов. Именно эти нематериальные активы стали моим стартовым капиталом. Из материальных активов, максимум, что мне было необходимо, так это ноутбук.

Как я продвигала свои услуги

Мои первые самостоятельные проекты, которые и были началом консалтингового бизнеса, мне поступили благодаря моей семинарской деятельности. По сути, я себя рекламировал на этих самых семинарах, показывая свои знания и экспертность в вопросах бухучета, аудита и международной отчетности.

Все мои самостоятельные проекты я выполняла всегда качественно, с полной отдачей делу, соблюдала все сроки. Результаты моей работы клиента всегда устраивали. Таким образом, запустилось сарафанное радио. Мои клиенты стали рекомендовать меня в качестве исполнителя того или иного проекта. Именно ответственный и качественный подход к делу помог мне набрать клиентов, со многими из которых я сотрудничаю до сих пор.

Сказать, что сейчас я использую какую-то очень широкую рекламу, нельзя. Наша компания представлена во всех соцсетях, ведём постоянный контент. Также я продолжаю вести семинары, вебинары, так как это, с одной стороны, мне интересно, с другой стороны, есть возможность познакомиться и со своими потенциальным клиентами, и со своими потенциальным сотрудниками. Обучающую деятельность я рассматриваю как один из источников рекламы.

Что представляет из себя компания сейчас

На данный момент ООО «Финансовые технологии — Аудит» — успешная аудиторская фирма. Компания является членом саморегулируемой организации аудиторов — ассоциации «Содружество». Включена в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Наша компания имеет как постоянных клиентов, так и регулярно появляются новые. Среди наших клиентов представители среднего и крупного бизнеса, в том числе крупные холдинги и группы компаний.

Вот так от обучающих семинаров я построила успешный и постоянно развивающийся бизнес.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.