Руководителями рождаются или становятся?

Руководителями рождаются или становятся?

Лилия Камалова
Автор:
Эксперта в управлении проектами малого и среднего бизнеса
CEO компании AzarenokPRO

Говоря о боссах, директорах, топ-менеджерах и т.д., давайте для начала разберемся, рождаются ли руководителями или становятся ими со временем? Я склоняюсь  к тому, что руководителями рождаются, а в течение жизни лишь набираются опыта и шлифуют это мастерство.

Например, когда я сама еще не выговаривала половину алфавита, уже тогда четко знала, как и чего я хочу. На вопрос: «Почему?» — у меня был один ответ: «Потому что я так сказала!»

Понять, есть ли у вас такие настройки в базовой комплектации или нет, можно с помощью психологов, коучей, каких-то специальных тестов, терапии и тому подобного. Инструментов, которые помогают разобраться в себе, сегодня более чем достаточно. Однако замечу, что ответ вы уже знаете. Осталось его признать и присвоить.

Если вы четко определили, что у вас есть определенные предпосылки к тому, чтобы руководить, тогда вы можете начать прокачивать необходимые навыки. Это обязательно, потому что одних только задатков явно недостаточно, чтобы преуспеть в этом деле.

Причем, я имею в виду не только такие очевидные вещи, как дисциплина для управленца. На старте важно разобраться с тем, что для вас значит быть руководителем на уровне смыслов. Для себя, например, я определяю руководство через концепцию «человек человеку — человек», начав жить в ней сначала в кругу семьи, потом в отношениях с близкими людьми, друзьями и наконец в команде. Сегодня мне уже мало и команды: я хочу быть вкладом в большое количество людей, помогая им достигать своих целей.

Итак, понимать, что и зачем — это важно для руководителя любого ранга. Чем глубже будут его внутренние смыслы и чем выше поставленные цели, тем масштабнее окажутся конечные результаты.

Необходимые лидерские качества

  • Способность брать на себя ответственность.
  • Связь с реальностью, адекватная оценка ситуации.
  • Умение рисковать разумно и расчетливо.
  • Навык масштабного мышления.
  • Стрессоустойчивость.
  • Насмотренность на успешные кейсы.
  • Навык постоянного развития.
  • Навык работы с информацией.
  • Навык расстановки приоритетов.

Какие ошибки совершают новички?

Чаще всего новички, которые только стали руководителями, поддаются амбициям и напрочь теряют связь с реальностью. Условно говоря, человек начинает думать, что раз он занял какое-то место, сделал умное «директорское» лицо, то все его будут слушать по умолчанию.

Но это, конечно, не так. Если руководитель не понимает долгосрочных и краткосрочных целей и задач своей фирмы, не умеет найти общего языка с командой, это будет похоже на сюжет известной басни про Моську и слона, где слон — это компания, а Моська — новоиспеченный босс, который пытается что-то там решать, уперев «руки в боки». Со стороны все это смотрится очень жалко и смешно.

Вторая, не менее распространенная ошибка, — «синдром Всезнайки». Это когда кто-то отучился на менеджера, получил тонну теории, после этого начинает думать, что теперь-то он всё знает, ничего больше не нужно подтягивать. Это далеко не так, потому что есть теория, а есть практика, их в любом случае нужно как-то сопрягать между собой.

Третья ошибка — поиск виноватых. Если новичок становится руководителем, он может начать своего рода «охоту на ведьм», выискивая, что было не так у его предшественника. Я сама считаю, что это совершенно бессмысленное занятие, которое только оттягивает энергию и тратит впустую время. Самое оптимальное — не искать виноватых, а начать строить что-то своё.

Что почитать по теме?

Это очень сложный вопрос, потому что книг на тему управления и менеджмента сегодня столько, что в этом бумажном море можно легко утонуть. Вот ТОП книг, которые, на мой взгляд, помогут тем, кто хочет эффективно управлять другими людьми.

  • Майкл Роуч, «Алмазный огранщик».
  • Радислав Гандапас, «Харизма лидера».
  • Ли Куан Ю, «Из третьего мира — в первый».
  • Владимир Моженков, «Ген директора».
  • Ирвин Ялом, «Дар психотерапии».
  • Дэйв Логан, «Лидер и племя».
  • Роберт Сапольски, «Биология добра и зла».
  • Дэвид Аллен, «Как привести дела в порядок».
  • Роберт Саттон, «Не работайте с мудаками!».
  • Максим Батырев, «45 татуировок менеджера».
  • Рэй Далио, «Принципы».
  • Тони Шей, «Доставляя счастье».
  • Игорь Манн, «Номер 1».
  • Джим Коллинз, «От хорошего к великому».

Быть руководителем — это значит двигаться, не останавливаясь ни на день. Как гласит китайская мудрость, путь в сто тысяч шагов начинается с первого шага. Так пусть же ваш собственный путь приведет вас к успеху!

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.