Что такое аутсорсинг IT

Что такое аутсорсинг IT

Аутсорсинг означает привлечение предприятием трудовых ресурсов извне для выполнения определенных задач в течение оговоренного периода времени. Это не найм исполнителя за штатом, как при аутстаффинге, а делегирование непосредственно бизнес-процессов. Перечень передаваемых на аутсорсинг функций руководство компании определяет в договоре.

В России к популярным направлениям аутсорсинга относятся бухгалтерия, логистика, обучение персонала и кадровые вопросы. Лидирует в рейтинге аутсорсинг IT-инфраструктуры. Из 7 миллионов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц около двух миллионов пользуются услугами сторонних IT-компаний.

Понятие и примеры IT-аутсорсинга

IT-аутсорсинг — это полная или частичная передача на сторону профильным организациям функций, необходимых для обслуживания IT-инфрастуктуры предприятия. Под IT-инфрастуктурой понимают совокупность аппаратных и программных компонентов для организации информационной среды. Это серверы, компьютеры, маршрутизаторы, операционные системы, CRM-системы, прикладное программное обеспечение (ПО).

Примеры передаваемых на аутсорс функций в IT-сфере:

  • обслуживание и диагностика оргтехники, серверов, компьютеров;
  • поддержка сетевого оборудования и обслуживание локальной сети;
  • хостинг сайта;
  • администрирование баз данных;
  • создание резервных копий;
  • разработка и обслуживание специализированного программного обеспечения;
  • создание рабочих мест, обучение сотрудников;
  • IT-безопасность: аудит, устранение проблем, защита персональных данных.

Необходимые функции комплектуют в набор и заключают договор на абонентское обслуживание.

Для малого бизнеса базовый комплект поддержки обойдется дешевле, чем расходы на собственного системного администратора. Средний бизнес обычно выводит на аутсорс ряд функций, разгружая штатного специалиста для профильных задач. Крупные предприятия чаще привлекают внешних специалистов для проектных работ в помощь своим отделам.

В России самые крупные потребители на рынке IT-аутсорсинга — это организации государственного сектора, банковской сферы и предприятия розничной и оптовой торговли. В структуре рынка на их долю приходится около 40%.

Сервисная модель и частичное сопровождение

Если IT-услуги оказываются организацией-аутсорсером в полном спектре, от ремонта «железа» до решения проблем безопасности, то такой аутсорсинг называют комплексным или сервисной моделью.

Если же подход подразумевает передачу внешним исполнителям отдельных задач, то говорят о частичном или об ограниченном IT-сопровождении. Это означает, что в штате предприятия есть специалисты, которые закрывают остальные задачи.

В отличие от западных стран, в России чаще практикуют частичный аутсорсинг. Однако в 2022 году обозначилась четкая тенденция к росту заключения договоров на комплексное IT-сопровождение. Этому способствовал уход с российского рынка ряда зарубежных компаний: на оставшихся производствах пришлось воссоздавать инфраструктуру с нуля.

Модели по месту локации

По месту локации компании-аутсорсера модели делят на локальные, региональные и офшорные.

Локальный вариант подразумевает нахождение аутсорсера неподалеку от заказчика с возможностью личного контакта в течение короткого времени. Региональная модель действует при нахождении компании-аутсорсера в другом регионе РФ, офшорная — за пределами страны.

Региональная модель востребована при сопровождении отраслевого программного обеспечения, локальная вне конкуренции при обслуживании техники.

Миссия IT-аутсорсинга

Миссия аутсорсинга при любой локации — делегирование непрофильных задач профессионалам. Практическая цель передачи IT-инфрастуктуры на аутсорс — снижение производственных затрат, расширение зоны влияния на рынке и фокусировка на основной деятельности. Спокойная работа без переживаний за судьбу данных на сервере или корректность установки обновления.

Издержки производства снижаются по следующим причинам:

  • нет затрат на заработную плату айтишников;
  • нет налогов на фонд заработной платы айтишников;
  • нет больничных, отпускных, премий и иных корпоративных плюшек;
  • нет расходов на курсы и семинары;
  • нет затрат на обустройство рабочих мест.

Плюс сервисные программы, которые большие компании-аутсорсеры масштабируют по умеренным ценам. Бизнес-ценность IT-решений увеличивается с каждым днем, так как позволяет занимать на рынке новые позиции.

Возможные риски

Однако доступ «чужаков» к конфиденциальной информации, конкурентным преимуществам и стратегическим решениям зачастую страшит руководство российских компаний значительно больше, чем привлекает экономия средств. На аутсорсинг выводят только функции, некритичные для репутации, финансов и безопасности.

Вторым потенциально неприятным моментом является возможность нарваться на начинающих дилетантов, которые могут неумышленно нанести вред инфраструктуре.

Третий фактор риска — навязывание некоторыми из аутсорсеров заведомо ненужных услуг.

Заключению договора в идеале должно предшествовать интервью с 3–4 клиентами аутсорсера. Так оно будет надежнее.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Миф о материальном благополучии 1064 25.4.2024 Миф о материальном благополучии

«Богатство не может купить счастье» — сколько раз мы слышали ...