Перспективы бизнеса на donation-модели: заработаем или прогорим?

Перспективы бизнеса на donation-модели: заработаем или прогорим?

Александр Вайс
Автор:
Эксперт в цифровой экономике, инвестициях

Появление модели

Donation-модель (или принцип Pay-What-You-Want) широко распространена. Она проникла в различные формы бизнеса как в онлайн-формате (каноническое «поддержите нас на Boosty или на Patreon»), так и в оффлайн. Примером может послужить опыт «Википедии» или группы Raidohead, которая прославилась в том числе тем, что собирала добровольные пожертвования на свою деятельность через подобный механизм.

Однако чаще всего данный способ ведения бизнеса используется блогерами на различных видеохостингах. Несколько лет назад самый крупный и известный видеохостинг Youtube исправно платил блогерам за показ рекламы при просмотре их роликов, но сейчас такая финансовая преференция на территории Российской Федерации отсутствует. Тем не менее, блогеры достаточно успешно покрывают недостаток финансирования своей деятельности благодаря известным платформам, при помощи которых зрители могут задонатить (пожертвовать определенную сумму денег) любому производителю цифрового контента.

Адаптивность — основная черта бизнесов, которые построены на donation-модели. Блогеры, например, могут спокойно принимать платежи как из-за рубежа, так и из России. А вот с приспособлением ортодоксального бизнеса к такой финансовой модели дела обстоят хуже.

Как не прогадать?

На мой взгляд, Pay-What-You-Want — достаточно интересная модель получения финансирования, но у нее есть нюансы. Прежде всего, необходимо убедиться в том, будут ли вам будут донатить. Для этого следует тщательно проанализировать свою потенциальную целевую аудиторию на предмет платежеспособности. Это ключевой момент, малейший просчет в котором будет стоить потери значительной части капитала или потери эффективной стратегии работающего бизнеса.

Все дело в том, что состоятельные граждане или сердобольные родители (если речь идет про оплату блага для их детей) будут более расположены к регулярным платежам, чем студенты, живущие от стипендии к стипендии. Такие примеры условны, но они играют важную роль для классификации потенциальных спонсоров бизнеса, которые могут иметь схожие характеристики в рамках целевой аудитории.

Donation-модель на примере работы ресторанов

Образцом классического бизнеса можно считать любой ресторан. Согласно данным книги рекордов Гиннеса, старейший ресторан мира (из ныне функционирующих) был открыт еще в 1725 году, что свидетельствует о серьезной ортодоксальности в мире бизнеса. Несмотря на то, что ресторанный бизнес является достаточно древним, из-за повышенной конкуренции на этом рынке владельцам необходимо постоянно искать новые идеи или нестандартные ходы с целью закрепиться в когорте лучших в своей отрасли.

Несколько лет назад рестораны в крупных городах решили перейти на систему Pay-What-You-Want. При этом я не верю в то, что на просторах России сейчас можно найти большое количество заведений, работающих на такой модели. Скорее всего, большинство подобных ресторанов ждет закрытие в связи с нестабильным финансированием. Так, согласно аналитическому материалу 2024 года, в Петербурге все рестораны, работавшие а donation-модели, либо закрылись, либо отошли от модели клиентского ценообразования.

Если дело касается одного блогера и его небольшой команды на фрилансе, то разброс бюджета от месяца к месяцу пережить можно (хотя не будем забывать о том, что ряд блогеров прекратил свою деятельность из-за нестабильного финансирования), в то время как заведениям нужен стабильный бюджет, ведь такой бизнес сталкивается с куда более трудными испытаниями и договорными обязательствами: аренда, налоги, зарплаты сотрудникам и другие расходы. Такая ситуация характерна и для других традиционных форматов бизнеса.

Однако практика частичного использования подобной модели может сыграть на руку заведениям. Возьмем, например, акцию «день донейшн». Если проводить ее раз в месяц, то интерес к ней вырастет, что может способствовать краткосрочному росту прибыли. При частом обращении к донатам, к сожалению, вау-эффекта добиться не получится.

Общие перспективы

На мой взгляд, пожертвования стоит воспринимать как нечто эффективное только в том случае, если они происходят на периодической основе. Я уверен в том, что крупные бизнесы просто не смогут исправно функционировать при помощи Donation-модели, так как финансовая нестабильность не позволит никакому бизнесу исправно развиваться, что неизбежно приведет его к стагнации, а затем — к деградации.

При этом рассматривать периодическое использование системы донатов можно и даже нужно, так как она может успешно проявить себя в качестве эффективного инструмента на краткосрочной дистанции.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.