Какие 3 вещи нужны для старта бизнеса?

Какие 3 вещи нужны для старта бизнеса?

Андрей Шмидт
Автор:
Учредитель компании Schmidt & Schmidt

Наша компания Schmidt & Schmidt занимается международной легализацией документов и получением корпоративной информации из иностранных реестров, была создана в 2011 году в Германии, в 2015 году мы открыли офис в России, а в 2022 в Казахстане. На данный момент мы оказываем клиентам услуги более чем в 100 странах мира, и в компании работает более 20 человек.

Компанию мы создавали вдвоем с моим братом-близнецом. У нас всегда было желание заниматься своим делом, и попытки мы совершали буквально с подросткового возраста. За 25 лет нам удалось попробовать очень многое, от торговли строительными материала и логистики до консалтинга. Развитием текущего направления мы занимаемся уже более 10 лет. Пришли мы к текущему бизнесу практически случайно.

Я пробовал себя несколько раз в найме, но мне всегда не хватало свободы и широты возможностей, так как ты всегда зависишь от руководителя и  должен реализовывать его представления о том, что хорошо, а что плохо. И эти представления не всегда совпадают.

Отношение близких к моему бизнесу

Я очень рано стал самостоятельным от родителей, так что какого-то влияния они на мою карьеру не оказывали с момента окончания школы. Кроме того, друзей и членов семьи я не посвящаю в детали бизнеса. Во-первых, это на 99% довольно скучная офисная рутина, а там где нет рутины, то достаточно того, что напрягаются мои нервы и я стараюсь окружающих не нагружать рабочими и довольно специфическими вопросами. Полагаю, что окружающие меня близкие люди даже не очень понимаю, что я на самом деле делаю.

Что нужно было для старта

Сколько-нибудь значительного капитала при старте бизнеса у нас не было, возможно около 1000 долларов наличных. Кроме этого, собственные руки и голова. Этого в большинстве случаев достаточно, чтобы начать. Дальше все зависит только от вашего упорства, таланта и еще немного от везения.

Главное при старте бизнеса — это не строить каких-то воздушных замков, подкрепляя их бизнес-планами на 300 страниц с красивыми цветными графиками, а просто брать и пробовать. Пытаться имеющимися ресурсами соорудить какое-то решение и искать для него клиентов. Это гораздо эффективнее, чем бегать в поисках инвесторов, толкать элеватор-питчи и показывать всем презентации о том, как оно когда-нибудь будет красиво.

Все эти шишки я успел собрать, бизнес-план с красивыми графиками написал и по бизнес-эвентам, акселераторам побегал. Было бы больше толку, если бы в это время занимался продуктом.

Поиск сотрудников

До найма первого сотрудника мы шли довольно долго, около трех лет. Сделали это, только когда дела пошли в гору и сформировался стабильный поток клиентов. Первого сотрудника мы наняли из круга знакомых по университету. Позже мы перешли на привлечение сотрудников с популярных онлайн-сервисов по поиску работы. Собеседования в Российском офисе всегда провожу я сам.

Мы стараемся удерживать сотрудников в компании и избегать текучки.  В первую очередь, потому что сотрудникам требуется длительный период обучения, не менее трех-шести месяцев.

Продвижение услуг

С самого начала деятельности мы сделали огромный упор на контент и органическое продвижение нашего сайта в поисковых системах. На данный момент у нас сайт на 8 языках, готовятся еще версии, на сайте содержится несколько тысяч целевых статей. Все это позволяет нам в общем привлекать клиентов без дополнительного вливания средств в рекламу. Хотя иногда и по отдельным запросам, где есть сильные конкуренты, мы подключаем продвижение в поисковых системах.

Также мы представлены в некоторых социальных сетях, но это носит скорее имиджевый характер и какого-то значительного потока клиентов оттуда нет.

Разумеется это все сильно зависит от рынка и имеющийся на нем конкуренции. Вероятно, если бы мы, например, устанавливали кондиционеры, то без рекламного бюджета было бы сложно обойтись. В том случае если вы предлагаете продукт, ориентированный на узкий сегмент рынка, то в некоторых случаях реклама вам вообще может не понадобится. Другая сторона проблемы, что вы при этом никогда не станете гигантской корпорацией.

Сложности бизнеса

Собственный бизнес — это всегда про преодоление сложностей. Ситуации бывают разные. Пожалуй, самая сложная часть в бизнесе — это управление персоналом, их мотивация, обучение и контроль за соблюдением стандартов и процессов. Об этом можно рассказывать, пожалуй, бесконечно, но для меня не было самоочевидным, что человек может работать плохо, заметать проблемы под сукно, игнорировать рабочие задачи и так далее. Когда ты начинаешь свой бизнес сам и сам работаешь на всех фронтах, ты начинаешь ждать такого же ответственного отношения от сотрудников. И с огромным удивлением для себя узнаешь, что на работу они ходят за зарплатой, а не для того, чтобы работать.

Научиться взаимодействовать с людьми, получать от них необходимый для тебя результат и принимать их с их маленькими недостатками — это испытание. Также очень непросто, особенно в маленькой компании, научиться с неподходящим сотрудниками расставаться, тем более когда ты знаешь их семейные и личные проблемы. Но для здорового развития компании это порой бывает необходимо.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.