Типичные ошибки начинающих руководителей

Типичные ошибки начинающих руководителей

Татьяна Чибиняева
Автор:
Бизнес-консультант по финансам и карьерному росту
Автор книги «Главный по финансам. Как стать сильным финансовым директором»

Чем отличается руководитель от исполнителя

Чтобы стать руководителем, не просто линейным начальником, а стать топ-менеджером, важно понять, что вам ближе: оставаться профессионалом, но исполнителем, или руководить коллективом профессионалов.

Линейный руководитель относится к исполнителям, он ближе к рядовым сотрудникам. Его поддерживают коллеги, он один из них. Босс намного дальше, происходит отрыв. И это значительное расстояние необходимо поддерживать, оставаясь в уважительном отношении к этому коллективу. Босс и его сотрудники — товарищи, совсем не близкие друзья. Директор — скорее волк-одиночка, уже не вожак стаи, несмотря на желание им казаться.

Чтобы трансформироваться в руководителя, должны проявиться авторитет, зрелое отношение, а еще видение всей вертикали отношений сверху. Мало желать. Проходят годы, концентрируется опыт, важно созреть. По статистике, возраст руководителя выше среднего возраста его подчиненных.

Не все менеджеры к этому готовы. Внутреннее сопротивление и даже саботаж становятся преградой в карьерном росте. И тогда никакие другие знания и навыки не заместят эту компетенцию, а вы можете даже не догадываться, что явилось камнем преткновения на вашем пути.

Сделайте первый шаг: сформулируйте собственное позиционирование. Кто я: прекрасный профессионал в одной предметной области или руководитель с видением стратега?

Общение с коллегами

Второй шаг — собственные приоритеты в отношениях. Плюс умение не следовать, а выстраивать эти отношения! С руководителем, коллегами одного уровня и с подчиненными. Каждый вектор отношений сопровождается своим спектром задач и технологий взаимодействия.

Сконцентрируйтесь на целях и задачах вашего руководителя (владельца компании), а далее декомпозируйте их на свои, транслируя в задачи ваших подчиненных.

Не с первого раза я решила эту головоломку. Сначала даже не понимала, в чем мои ошибки, цепляясь за коллектив, сопротивляясь необходимости одиночного плавания. Ушла в другую компанию, но необходимость перейти на новый уровень заставила меня решить этот вопрос и сделать выбор: я в коллективе или я его руководитель. Руководитель, решающий задачи владельца компании. Моя амбициозность победила, пришло понимание, появились силы. Трансформация произошла.

Первые дни на новой должности

Частая ошибка начинающих руководителей — спрятаться за рутинной текучкой с первых  же дней̆, тем самым потерять время. Его следует посвятить более важным мероприятиям. Текучка — это обязанности подчиненных, которые с готовностью начнут подгружать наивного неопытного руководителя.

Первые дни, недели, месяцы — время на оценку репутации вашего подразделения: каких результатов ждут от него и вас, какие сложности и угрозы существуют, провести комплексный анализ и воплотить это в конкретные задачи. Одновременно с этим необходимо подстраховаться и точечно проверить уязвимые места. И то и другое нужно делать следуя конкретному плану.

На цели, вокруг которых строятся задачи и мероприятия планов, влияют как конкретные задачи при найме, так и уровень развития компании. Формула поиска целей̆ и задач на новом месте: выяснить  задачи непосредственного начальника. Необходимо сформулировать их как можно конкретнее, сделать измеримыми и достижимыми. Сформировать несколько планов: сверхсрочный, срочный (на 3 месяца), на год и на несколько лет. В идеале начать верстать планы с момента примерки должности на собеседованиях. К концу первого месяца необходимо детализировать все планы или сверстать их, если это не было сделано заранее, а затем синхронизировать с видением руководства.

Типичные ошибки начинающих руководителей

  • Непроверенные, немедленные ответы.
  • Желание проявить нестандартный, но ошибочный подход.
  • Желание действовать немедленно, не вникнув в специфику бизнеса и бизнес-процессов.
  • Невнимательность к деталям и тонким местам из-за отсутствия перечня срочных и важных дел.
  • Подмена целей и важных задач компании второстепенными делами и рядовыми мероприятиями.
  • Отрицание работы предшественников: тут и этика страдает, и каждый свои задачи решает.
  • Непопулярные решения типа увольнений и сокращений.
  • Отказ от встреч с руководством с первых недель, теряя возможность построения доверительных отношений и поддержки влиятельных лиц.
  • Отгораживаться от стратегии и планирования рутиной, для решения которой вы и не нужны.
  • Скрывать выявленные проблемы.

Заключение

Как стать руководителем, сильным лидером, опорой и для владельцев, и для коллектива? Нужны не только hard skills. Приходит понимание с опытом. А если нет времени его ждать? И тут очень пригодится опыт успешных руководителей, наставников.

Сложности поджидают на этапе реализации и связаны с деталями. Трудности ведь не в понимании и не в том, что делать. А как делать. Какие нужно использовать методы внедрения, как расставлять приоритеты, как общаться.

Для своих молодых коллег я написала книгу-наставник «Главный по финансам. Как стать сильным финансовым директором», издана в этом году издательством  «Альпина Паблишер».  Книга — не финансовый учебник. На примере становления финансовым директором я честно рассказываю про ошибки и уроки, а также про то, что привело меня на вершину успеха руководителя.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Миф о материальном благополучии 1066 25.4.2024 Миф о материальном благополучии

«Богатство не может купить счастье» — сколько раз мы слышали ...