Как работать с самозанятыми в 2022 году
Совместная деятельность с самозанятыми снижает налоговую и административную загруженность организации, что является самым важным из плюсов подобных контрактов. Однако это сотрудничество рискует перейти из гражданско-правовой формы в трудовую, в таком случае не избежать налоговых доначислений и штрафных санкций. Для избежания неприятностей, нужно учитывать ряд нюансов, описанных в этой статье.
Плюсы и минусы работы с самозанятыми
Преимуществами такого сотрудничества будет следующее:
- самозанятый сам платит за себя все необходимые налоги;
- не приходится уплачивать страховые взносы, что снижает расходы организации;
- информация о самозанятых не заносится в отчетность СЗВ о застрахованном персонале.
У работы с самозанятыми есть и ряд недостатков. Если во время проверки инспекторы увидят, что самозанятый выполняет работу за штатного работника, то организация заплатит штраф:
- должностное лицо — до 20 тыс. рублей;
- индивидуальный предприниматель — до 10 тыс. рублей;
- юридическим лицам — до 100 тыс. рублей.
При повторном нарушении размер штрафных санкций для организации может вырасти до 200 тыс. рублей, для индивидуального предпринимателя — до 40 тыс. рублей. Должностное лицо могут и вовсе отстранить от работы на 3 года.
Также налоговая доначислит организации НДФЛ и страховые взносы с момента подписания контракта с самозанятым.
В настоящее время многие юридические лица боятся сотрудничать с самозанятыми и продолжают заключать договоры ГПХ.
Пример №1
Сергей Иванов занимается дистанционным обслуживанием программы 1С. По договору ГПХ его услуги стоят 30 000 рублей за календарный месяц. С этих 30 000 юридическое лицо должно удержать и заплатить НДФЛ в размере 13%, а свыше них нужно уплатить в бюджет дополнительно 27%. Затем данные о Сергее Иванове, оказавшем услугу, вносятся в отчеты фирмы.
Пример №2
Организация обращается к услугам Ивана, занимающегося копирайтингом и уплачивающего НПД. Если, согласно контракту, его работа оценивается в размере 30 000 рублей, то перечислено должно быть именно такое вознаграждение. Исполнитель в дальнейшем сам вычислит и заплатит налог в размере 6%. Организации останется только учесть в своих расходах чек, который предоставит исполнитель.
Начало работы с самозанятыми
Чтобы начать сотрудничать с самозанятым, нужно подписать с ним договор ГПХ. Если он не оформлен, как индивидуальный предприниматель, то нужно проверить некоторые данные:
- У самозанятого должен отсутствовать наемный персонал.
- Он занимается оказанием услуг, не занесенных в список, утвержденный ФЗ РФ N422 от 27.11.2018.
- В течение года его доход не был выше 2,4 млн. рублей.
При нарушении последнего условия гражданин перестанет считаться самозанятым, а организация должна будет начислить и заплатить все налоги, уплачиваемые с заработной платы персонала. В противном случае налоговые инспекторы во время проверки самостоятельно произведут доначисления, штрафы и пени. Однако наличие статуса индивидуального предпринимателя у самозанятого не угрожает организации штрафами. На какой бы налоговой системе не находился индивидуальный предприниматель, юридическое лицо не оплачивает за него ни налоги, ни обязательные страховые взносы.
Узнать о наличии либо отсутствии у человека статуса самозанятого позволяет сайт Федеральной налоговой службы. Для этого надо указать ИНН и дату, на которую нужно проверить информацию. Самозанятый также может взять в налоговой справку, которая будет подтверждать, что он уплачивает НПД и предоставить ее заказчику.
Заключение договора
Контролирующие органы не признают гражданско-правовой договор в качестве трудового, если очевидным станет то, что юридическое лицо не является работодателем, а самозанятый гражданин выступает в качестве исполнителя, а не наемного сотрудника. В договорных документах не допускается использовать такие выражения, как зарплата, трудоустройство, а также рабочее время.
Во избежание дополнительных денежных затрат в договоре следует прописать следующее:
- Исполнителем уплачивается НПД.
- Точно указать услуги, оказываемые самозанятым.
- Уточнить, что денежные средства выплачиваются по достижении требуемого результата, а не за вовремя оказанную услугу.
- Плательщик ПНД должен письменно сообщить заказчику, если перестанет числиться самозанятым, не позднее, чем через 3 рабочих дня.
- Назначить штрафные санкции самозанятому при непредоставлении чека в установленный срок.
Оформление документов
Работа с самозанятыми лицами или индивидуальными предпринимателями сопровождается одинаковым комплектом документов. Получение самозанятым денежного вознаграждения за оказанные услуги подтверждается чеком, который можно выгрузить в приложении «Мой налог». Этот чек оградит организацию от доначислений со стороны налоговой.
В чеке должны быть указаны ФИО исполнителя и его ИНН, а также название организации заказчика. Без чека компания не сможет доказать совершенные расходы, даже имея на руках акт об оказанных услугах. При наличном расчете юридическое лицо получает чек на руки в день оплаты. Если денежные средства отправлялись на банковскую карту либо счет, тогда исполнитель должен выдать чек заказчику не позднее 9-го числа того месяца, который идет за месяцем расчетов.
Самозанятый в праве предоставить чек в любом из двух вариантов: бумажном или электронном. Во втором случае чек обычно направляется на электронный почтовый ящик заказчика. Еще допустимо считывание QR-кода чека посредством смартфона.
Оказанные услуги рекомендуется подтверждать актом, детально указав их полный перечень и полную стоимость. При заключении контракта с самозанятым, являющимся гражданином иного государства, юридическое лицо должно сообщить об этом факте в МВД в течение 3-х рабочих дней. В противном случае организации могут выставить штраф в пределах 1 000 000 рублей.
«Жизнь слишком коротка, чтобы делать не то, что нравится!» Ричард ...
«Богатство не может купить счастье» — сколько раз мы слышали ...
Чтение книг, внимательное изучение скрытых в них смыслов, апробация на ...
В современном мегаполисе многие молча терпят дискомфорт, а потом годами ...