Заработок на сложной нише: 15 млн рублей за проект

Заработок на сложной нише: 15 млн рублей за проект

Артём Маратканов
Автор:
Основатель Международного Генеалогического Центра
Генеалогический IT-стартап Famiry

Генеалогические и архивные исследования — сложная и консервативная сфера, коммерческого успеха в которой добивается не каждый. Возможно ли эффективно запустить и масштабировать нишевый бизнес, который зародился из интереса к собственной семейной истории? Рассказывает Артём Маратканов, основатель Международного Генеалогического Центра и генеалогического IT-стартапа Famiry.

Из хобби в бизнес

Все началось почти 16 лет назад, когда я решил создать генеалогическое древо своей семьи в подарок папе. Каждый раз, когда мы рыбачили на Каме и проплывали рядом с одним из холмистых берегов, он показывал на гору и рассказывал, что раньше под горой была деревня, откуда все мы родом. Много лет назад ее затопило после строительства Нижнекамской ГЭС и именно с исследования истории этой деревни и начался мой интерес к генеалогии.

Первые несколько лет в моей команде были только супруга и бухгалтер, еще я привлекал фрилансеров. На своих первых проектах я делал все: прочесывал кладбища, ездил в экспедиции, проводил интервью с родственниками и работал в архивах. Все деньги, что зарабатывал, инвестировал в дело, приходилось даже занимать у родственников, брал кредиты в банках.

Через пять лет начал активно расширять штат, нанимать и обучать людей работе в коммерческой генеалогии. Сложность заключалась в том, что мы были первопроходцами и формировали профессиональный коммерческий рынок, которого еще не было в России. Мне, как руководителю, было важно не просто собрать пул сильных экспертов отрасли, но и выстроить систему взаимодействия с клиентами, управления проектами. Мы искали сотрудников в базах фрилансеров, на генеалогических форумах, платформах для поиска работы, в университетах, в читальных залах архивов, а затем обучали их под себя.

Для меня важно, чтобы человек любил то, чем занимается, слышал клиента, горел его проектом и вместе с этим был нацелен на коммерческий успех. Мы поставили перед собой цель создать продукт и сервис высшего класса, чтобы человек не просто покупал разрозненный контент и стопку серых отчетов, а получал неповторимый опыт, наполненный глубоким смыслом и деталями. На это ушло много времени, но так в любой нишевой сфере: хочешь быть первопроходцем, нужно активно экспериментировать, готовить кадры под себя и очень много учиться. Именно так сформировалась команда Международного Генеалогического Центра, в которой сейчас более 150 сотрудников, а средняя цена исследовательского проекта составляет от 15 млн рублей.

Быть рядом с клиентом

На старте клиентов искали по друзьям и знакомым, но это были разовые задачи и небольшие проекты. Но уже тогда заработало сарафанное радио. Крупные заказы мы искали через рекламу, давали ее везде, где только можно: настраивали контекстную рекламу в «Яндекс» и Google, делали таргет в социальных сетях от Facebook (запрещенная социальная сеть в России) до «Одноклассников».

Еще один инструмент поиска клиентов — партнерские проекты. Мы договаривались об обмене клиентами с яхт-клубами, девелоперами элитного жилья, private-банками, бизнес-консультантами, консьерж-службами, бутиками элитных подарков. Так в моей записной книжке даже появился человек, который продает острова в Тихом океане. Помогли и участия в мероприятиях: я выступал на литературных, исторических вечерах, рассказывал о геральдике и генеалогии, участвовал в выставках старинных автомобилей и антиквариата. В общем, мы были везде, где были наши потенциальные клиенты и онлайн, и офлайн. Главное не бояться знакомиться и уметь предложить необычные решения.

Выход на массовую аудиторию

Долгие годы генеалогия оставалась закрытой и консервативной сферой, где настоящих профессионалов было мало, их услуги стоили дорого, а информации для самостоятельного поиска было очень мало. В 2019 году мы с командой из МГЦ решили это изменить и запустили IT-платформу Famiry, где любой желающий может построить интерактивное генеалогическое древо своей семьи, отправить запросы в архивы, заказать услугу фрилансера на специальном маркетплейсе и получить онлайн-консультацию специалиста-генеалога. Более 90% россиян интересуются историей собственной семьи, и в период пандемии наш сервис пришелся как нельзя кстати. Пользователи проводили время с семьей, узнавали друг друга и свою родословную.

Мы первыми на рынке создали единую экосистему, в которой человек сам может пройти все этапы генеалогического исследования, а не просто создать древо. Famiry большой фокус делает на реальном взаимодействии с аудиторией: встроенные подсказки, бот-интервьюер, консультации, просветительские проекты. Наша цель — популяризировать генеалогию, поэтому мы ведем telegram-канал и привлекаем талантливых авторов в наш блог, где рассказываем истории людей, необычных мест и артефактов, делимся советами. А еще наша команда проводит мастер-классы и снимает документальные фильмы о реальных исследованиях. Другими словами, Famiry — это такой проводник для всех, кто увлечен своей родословной, мы помогаем начать и не останавливаться.

Сейчас в проект вложено 78 млн рублей, мы стабильно растем и открыты для внешних инвестиций. Сервисом пользуются свыше 50 тысяч человек — недавно мы изменили модель монетизации и сконцентрировались на привлечении новых пользователей. В будущем мы планируем запустить семейную социальную сеть, добавить функцию распознавания архивных документов на основе AI и развивать направление ДНК-генеалогии. У нашей команды есть общая мечта — создать единое древо всех россиян. Мы каждый день работаем над тем, чтобы она обязательно исполнилась.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Миф о материальном благополучии 1069 25.4.2024 Миф о материальном благополучии

«Богатство не может купить счастье» — сколько раз мы слышали ...