«Самозванцы» захватили рынок! Внимательнее относимся к отбору кадров

«Самозванцы» захватили рынок! Внимательнее относимся к отбору кадров

Мария Николаева
Автор:
Философ и востоковед
Автор научной монографии «Понятие "Мы" и суждение "Нашей" воли»

Популярность синдрома самозванца в последнее время приводит к неожиданной и малоизученной проблеме, а именно к использованию методов решения этой проблемы не по назначению. Да, человек может реально быть прекрасным экспертом и страдать от комплекса неполноценности, который мешает ему проявить свои лучшие качества и добиться высоких результатов. Однако психологическая информированность играет на руку гораздо больше тем, кто стремится к лидерству, не имея на то реальных оснований. Как это получается?

Успешная имитация при проработке «самозванства»

Совсем молодые люди без хорошего образования и тем более длительного опыта в своей сфере хотят добиться признания быстро и легко. Поначалу у них ничего не получается, однако они считают свои попытки недостаточными. Им известно, что существует синдром самозванца. Чтобы не повышать квалификацию и работать для обретения опыта, они начинают экспериментировать с психологическими методами самопродвижения. Конечно, кто-то распознает некомпетентность, но при уверенности и напористости приходит ложный успех.

Как психологи неявно подыгрывают «самозванцам»

Интересно, что призывы проработать синдром самозванца привлекают гораздо чаще вовсе не скромных тружеников с выдающимися заслугами. На такие призывы в первую очередь откликаются как раз «самозванцы»! Им всегда кажется, что они недостаточно проявляются, мало раскрываются, недооценивают самих себя и прочее. Вполне корректные увещевания внутреннего голоса, что им еще рано в лидеры, преподносятся ими психологу как синдром самозванца, а ведь многие психологи им верят!

Захват «самозванцами» современного маркетинга

Как только в голове у «самозванца» появляется здравая мысль, что он слишком активно выступает и хорошо бы сбавить натиск и заняться собой, он бросается прорабатывать синдром самозванца. Это чтобы всё-таки выступить, не дать себе остаться в тени, убедиться в собственных заслугах тем или иным способом. Неудивительно, что современный маркетинг захвачен «самозванцами», которые активно борются с синдромом.

Этот парадокс рано или поздно разрешается, когда недостаток реальных знаний становится очевиден, однако уже удается заработать много денег.

Поддержка «самозванства» в прессе и обществе

Возникает закономерный вопрос: так ли безобидны публикации о синдроме самозванца, если они применяются самостоятельно по собственным оценкам и без обращения к специалисту. Большинство «самозванцев» даже синдром будут прорабатывать без психолога. Чем более модным становится призыв к борьбе с проблемой, тем большему количеству «самозванцев» удается пробиться в лидеры рынка, занять руководящие должности, получить более высокие оклады. Давно пора сместить акценты в подаче этого феномена!

Вскрытый самообман

Каким образом это можно сделать? Прежде всего, восстановить в правах «самозванца» как такового и признать, что он действительно существует. «Если вы беспокоитесь, что вы «самозванец», значит вы действительно настоящий профессионал», — такой подход неприемлем. Подобным самообманом занимается большинство людей.

Здесь достаточно вспомнить библейский сюжет про мытаря, который пытается изображать раскаявшегося грешника, чтобы получить свое вознаграждение от самого Бога.

Образование и опыт — реальные ценности

Если человек считает, что ему стоит еще поучиться, то не нужно мешать ему это делать, призывая проработать синдром самозванца. Здоровое чувство собственного несовершенства стимулирует подготовку высококвалифицированных профессионалов, которые действительно скромны и преданы своему делу. Попытки заставить таких людей раньше времени заявлять о себе не идут на благо общества, да и самого человека.

Напишите что думаете или задайте вопрос!

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.