Составляющие успешного стартапа в сфере e-grocery

Составляющие успешного стартапа в сфере e-grocery

Григорий Кунис
Автор:
Основатель igooods

Про igooods

igooods — крупнейший сервис по доставке продуктов из гипермаркетов, который был основан в 2015 году Григорием и Дмитрием Кунисами. До этого Григорий 20 лет занимался медиабизнесом. Позже вместе с братом решил с нуля создать проект, который теперь доступен более чем в 19 городах России.

Что подвигло заняться своим делом

Мысль о том, что время, оставленное в гипермаркете, можно проводить более продуктивно, привела к идее создании сервиса, который решит эту проблему. В начале разработки предполагалось, что персонал супермаркетов будет самостоятельно работать с покупателями, заниматься сортировкой и доставкой. Главной целью было настроить заработок с процентов, проходящих через операции супермаркета. Предполагалось, что за 6 месяцев будет выполнено все необходимое для старта.

Стартовый капитал

На момент создания у igooods были только собственные инвестиции. Мы анализировали рынок, проверяли гипотезы, производили расчеты с целью снижения затрат. После глубокого анализа решили, что работа на аутсорсе по созданию MVP софта экономически более выгодна. Было очевидно, что разработка позиционирования бренда займет два месяца, а создание софта полгода, но для этих задач было бы нерационально искать специалистов. Полмиллиона рублей ушло на создание концепции работы на аутсорсе. По итоговым подсчетам это оказалось выгоднее, чем найм постоянной команды.

Где искали первых сотрудников

Первых сотрудников искали через открытый поиск стандартными методами. Налаженные ранее связи для решения этого вопроса не использовали. Как только получилось нанять линейный персонал, мы возложили на него ответственность за подбор кадров. Мотивацией была дополнительная плата за хорошо выбранного работника. Метод оказался эффективным, вскоре мы заполнили штат. Численность сотрудников возросла, а качество работы оставалось тем же, что и во время деятельности HR-отдела.

Запуск первой рекламы

Когда мы только запускали igooods, сфера e-grocery была недостаточно развита. Мы приняли решение внедрить контекстную рекламу, но промахнулись. Запросы на услуги по доставке продуктов были слишком небольшими по объему. Подбор косвенных фраз также не дал большого трафика, поэтому мы занялись настройкой поиска через запросы по адресам гипермаркетов, специальным предложениям, конкретным товарам и категориям.

Процесс занял 12 месяцев, но контекстная реклама не стала значительным источником приходящих заказов. Именно поэтому мы переключились на соцсети и BTL. Помог и оффлайн-маркетинг. Люди начали реагировать на промоутеров в супермаркетах, которые активно рассказывали об услугах. Потребителей заинтересовало предложение, освобождающее их от нужного, но слишком рутинного занятия.

Обратная сторона резкого скачка спроса

При встрече с руководителями гипермаркетов и сетей мы зачастую слышали, что доставлять товары никто не будет. Крупные сети были готовы только к налаживанию продаж в интернете через сторонние сервисы, то есть перевод всех рисков онлайн-продаж на нас. Главной трудностью рынка e-grocery является вовлечение потребителей в онлайн-канал в силу консервативных привычек, но в 2020 году карантин помог решить эту проблему.

Клиентам пришлось адаптироваться к новым реалиям и перебороть себя, заказав продукты при помощи интернета. Тогда на igooods обрушился гигантский спрос, а мы должны были в момент приспособиться к нему. Количество заказов возросло до 9,5 тысяч в день. Пиковый спрос по Москве превышал физические возможности компании при текущем количестве персонала, мы не могли удовлетворить спрос в полном объеме. Ситуацию спас большой приток  персонала рынок: на время igooods взял на работу людей из закрытых на карантин ресторанов.

Что сейчас с сервисом

Сегодня сервис работает в 19 городах по всей России, а оборот igooods составляет 5,8 миллиардов. Несмотря на то, что в команде примерно 2000 сборщиков и курьеров, персонала не хватает. Конкуренция также является вызовом. Корпорации стали предлагать бесплатные услуги, чтобы охватить максимальную аудиторию и максимально нарастить оборот.

Затраты на  рекламу — еще одна трудность в продвижении проекта на рынке e-grocery. Крупные игроки  ставят задачу быть в топе поисковых запросов, поэтому стоимость привлечения клиентов  растет.

Советы и рекомендации

Прорабатывайте идеи и продукт тщательно, чтобы клиент получил действительно что-то стоящее и нужное и с удовольствием этим пользовался.

Не забывайте проводить анализ с экономической точки зрения. Важно составить бюджет так, чтобы в случае трудностей  у вас были резервные средства. Можно обратиться к специалистам, которые помогут найти ответы на вопросы и вызовы. В нашем случае помог бизнес-инкубатор.

Удобный для клиентов дизайн дает огромное преимущество в самом начале, поэтому не забывайте о проработке визуальной составляющей. Стоит учитывать, что мелкие концептуальные недоработки, которые вы можете совершить в начале, впоследствии могут дорого вам обойтись.

Затем следует набраться терпения. Чтобы ощутить результат и осознать, что вы движетесь в правильном направлении, нужно время.

Напишите что думаете или задайте вопрос!

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Виды иностранных заказчиков и как с ними работать 1001 26.6.2022 Виды иностранных заказчиков и как с ними работать

Один из основных способов увеличения дохода и повышения конкурентоспособности IT-компаний ...

Как открыть пункт выдачи заказов Ozon в своем городе 1003 26.6.2022 Как открыть пункт выдачи заказов Ozon в своем городе

Старейший и крупнейший российский интернет-магазин Ozon торгует более 80 000 ...

1008 25.6.2022 Как использовать Lean Canvas в работе с проектами

Изначально любой продукт находится в голове создателя в качестве идеи, ...

Как установить онлайн-кассу 1007 25.6.2022 Как установить онлайн-кассу

Не так давно кассовые аппараты использовались лишь в крупных магазинах. ...