Инструкция по формулировке ценностей бренда

Инструкция по формулировке ценностей бренда

Алла Багрова
Автор:
Основатель маркетингового агентства NORMA
Преподаватель НИУ ВШЭ

Ценности компании — это важный элемент платформы бренда, определяющий внутрикорпоративную культуру, оказывающий влияние на принятие стратегических решений и формирование у окружающих образа компании. Обычно ценности прорабатывают вместе с миссией, видением и позиционированием.

Важно понимать, что платформа бренда — это не просто формальный документ, который составляет основу HR. Это метрики для оценки внутренних инициатив и внешних коммуникаций компании.

Как сформулировать ценности бренда

Технология определения ценностей бизнеса вытекает из ценностей самого основателя. Поэтому собственнику нужно ответить на вопросы:

  • Без чего вы не можете жить?
  • Что вы больше всего цените в людях?

Важно опросить не только основателя бренда, но и весь управленческий состав, а также стейкхолдеров. Хорошо сработанный коллектив отличается большим количеством повторяющихся тезисов, из которых и будут вытекать ценности компании.

Формирование системы ценностей происходит в два этапа:

  1. Детальный анализ текущего состояния компании. К оценке привлекаются все сотрудники организации (возможные способы участия: анкетирование, мозговой штурм и т. д.).
  2. Определение ценностей компании.

При этом важно придерживаться правил, позволяющих грамотно сформулировать ценности:

  • Необходимо использовать слова, понятные большинству людей, избегать сложных терминов и абстрактных формулировок. Фразы должны быть конкретными и ёмкими.
  • Не стоит делать основополагающими общепринятые моральные принципы. Они очевидны сами по себе и не несут сильной смысловой нагрузки для философии бренда.
  • Ценности должны охватывать максимально широкий перечень процессов, проходящих в компании: от внутрикорпоративных коммуникаций и стандартов общения с клиентами до правил действий в нестандартных ситуациях.
  • Стоит обсуждать только те ценности, которые компания реально сможет осуществить на практике.

Что ещё поможет определить ценности компании

Облегчить процесс выявления ценностей можно следуя этим советам:

  1. Необходимо составить список факторов, которые влияют на выбор клиентами вашей компании. Например, скорость, уровень компетенции, стоимость и т. д.
  2. Далее нужно проранжировать факторы от наиболее значимых для компании до тех, которые оказывают наименьшее влияние.
  3. Те же самые действия выполняются и в отношении главных конкурентов.
  4. Сопоставив полученные данные, можно выявить ценности, которые позволят отстроиться от конкурентов и подчеркнуть преимущества вашей компании.

Каких ошибок лучше избегать

Иногда бывает, что сформулированная система ценностей не работает на практике.

Почему это случается?

  • Ценности не соответствуют деятельности компании.
  • Низкая вовлеченность сотрудников. Мало определить ценности бренда, их ещё нужно донести до всего коллектива.
  • Отсутствие личного примера со стороны руководства.
  • Ценности не интегрированы в бизнес-процессы.
  • Формулировки ценностей сложны для понимания или могут быть неоднозначно интерпретированы.

Чтобы избежать этих ошибок, важно привлекать к обсуждению системы ценностей всех сотрудников, регулярно проводить обучение и активно внедрять сформулированные принципы в ежедневную деятельность компании.

Сигналы, демонстрирующие необходимость пересмотра системы ценностей

Сформулировав ценности бизнеса один раз, ошибочно полагать, что они будут неизменными. На деятельность компании влияет меняющаяся экономическая обстановка, появление новых конкурентов, расширение собственных бизнес-процессов и т. д. Базовые ценности, как правило, постоянны, но они могут быть дополнены или частично скорректированы в зависимости от обстоятельств.

Какие признаки могут сигнализировать о том, что пришло время перемен:

  • изменение характера деятельности компании;
  • снижение прибыли;
  • отсутствие развития бизнеса и профессионального роста сотрудников;
  • ухудшение качества оказываемых услуг или производимой продукции;
  • низкий уровень удовлетворённости клиентов;
  • изменение внешних условий (постановления Правительства, развитие новых технологий и т. д.).

Анализ действующей системы ценностей необходимо регулярно проводить даже в том случае, если вышеуказанные сигналы отсутствуют. Это поможет вовремя выявить слабые места компании.

Зачем выявлять ценности

Итак, мы рассмотрели основные способы определения ценностей компании.

А зачем в принципе это нужно делать?

  • Фундамент для развития бизнеса. Ценности помогают анализировать действия команды, определять вектор движения и выделяться на рынке.
  • Формирование имиджа и демонстрация преимуществ, как следствие, отстройка от конкурентов.
  • Элемент позиционирования и привлечения клиентов.
  • База для всех рекламных и маркетинговых коммуникаций.
  • Определение стиля взаимодействия компании с внешним миром: клиентами, партнёрами, государством и т. д.
  • Консолидация сотрудников, создание единой внутрикорпоративной культуры.
  • Ориентир в процессе найма сотрудников.

Ценности — это важная часть идеологии компании, которой ежедневно руководствуются сотрудники на пути к выполнению миссии. Корпоративные ценности способны превратить организацию в единый мощный механизм, который будет эффективно выполнять как внутренние, так и внешние задачи.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Глемпинг и искусственный интеллект — отличная идея для бизнеса! 1126 5.9.2024 Глемпинг и искусственный интеллект — отличная идея для бизнеса!

После успешного запуска технопарка я начал вкладывать средства в различные ...