Как понять, что вашему бизнесу НЕ нужен PR: развенчание мифов и практические советы

Как понять, что вашему бизнесу НЕ нужен PR: развенчание мифов и практические советы

Екатерина Чурбанова
Автор:
PR-специалист

Многие предприниматели, особенно на начальных этапах развития бизнеса, относятся к PR как к волшебной палочке, способной решить проблемы роста и масштабирования. Зачастую их запрос звучит так: «Я хочу, чтобы про мой продукт узнали, и тогда придут новые клиенты/вырастет выручка/инвесторы и партнеры сами меня найдут».

За одиннадцать лет работы в корпоративных коммуникациях я проконсультировала более двадцати стартапов по вопросам PR-стратегии и пришла к выводу: пиарщик нужен далеко не всем. Давайте разберемся, когда PR действительно необходим бизнесу, а когда это пустая трата ресурсов. Но прежде развенчаем самые популярные мифы про PR, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели.

Миф №1: PR поможет повысить продажи

Пожалуй, самое распространенное заблуждение. Хороший PR действительно почти всегда способствует повышению продаж. Однако это является не первостепенной задачей, а скорее приятным побочным эффектом (который к тому же очень сложно отследить). Основная задача PR — формирование доверия к компании в долгосрочной перспективе. Доверие, в отличие от продаж, невозможно посчитать в цифрах. Но его влияние на принятие решения о покупке не вызывает сомнений.

Миф №2: PR — это быстро

К сожалению, это не так. PR — это инвестиция в долгосрочную перспективу: от момента, когда о вас не слышал никто, кроме клиентов, пришедших по сарафанному радио, до момента, когда про ваш продукт написали передовые СМИ или рассказали в новостях на федеральном канале, может пройти не один год работы по планомерному повышению узнаваемости. И не каждый бизнес готов к таким вложениям.

Миф №3: PR — это бесплатно (или почти бесплатно)

Серьезный подход к продвижению бизнеса требует привлечения не только PR-стратега, но и копирайтера, SMM-менеджера, графического дизайнера. Если вы настроены работать качественно, лучше сразу готовьтесь к тому, что это будут отдельные специалисты.

Как понять, что вашему бизнесу НЕ нужен PR

Признак №1: Вы еще не запустили продажи

PR — не жизненно необходимая функция, а скорее «вишенка на торте» бизнеса, которую необходимо ставить непосредственно перед подачей на стол. Знаю, что многие коллеги со мной не согласятся, но, набив собственных шишек в работе со стартапами на стадии pre-MVP, я искренне считаю, что пока у вас нет готового продукта, доказавшего свою востребованность в продажах, нет смысла тратить ресурсы на PR идеи.

Признак №2: Вас устраивает текущий уровень, и вы не планируете масштабироваться

Бывают ситуации, когда у предпринимателя и так все хорошо: клиенты приходят по сарафанному радио, вложения окупаются, а грандиозных планов нет. При этом страх упущенных возможностей толкает человека заявлять о себе: «Все вокруг вкладываются в PR, значит, мне тоже надо». Не значит. Если вам комфортно с текущим уровнем клиентской базы, вы имеете полное право оставить все как есть. Более того, возможно, вы окажетесь не готовы столкнуться с повышением спроса на свои услуги, если вложитесь в PR. Так что расслабьтесь и не гонитесь за продвижением, как за модным трендом.

Признак №3: Вы рассчитываете с помощью PR привлечь новых клиентов

Как я уже писала выше, это распространенное заблуждение. В данном случае вам нужен специалист по маркетингу или продажам, а не пиарщик.

Признак №4: На самом деле вы хотите повысить свою личную узнаваемость

Нередко люди путают свое собственное стремление к популярности с желанием повысить узнаваемость бизнеса. Абсолютно нормальное желание, но в данном случае PR все-таки нужен не вашему продукту, а лично вам. В моей практике был случай, когда после полуторачасового разговора с новым клиентом о целях и задачах PR-сопровождения человек сказал: «На самом деле, я просто хочу, чтобы обо мне писали и говорили везде». И это чистосердечное признание стало поводом сместить акцент в PR-стратегии в сторону личного бренда, а не продвижения компании. Как показало время, это было как раз то, что нужно.

Если вы прочитали все вышеперечисленное и не нашли себя, скорее всего, ваш бизнес, напротив, готов к работе над репутацией. Давайте это проверим с помощью небольшого чек-листа.

Когда PR все-таки нужен

  1. У вас есть четкий продукт и целевая аудитория, которая его покупает. Вы понимаете, что предлагаете и кому. У вас нет сомнений, что ваш продукт востребован.
  2. Вы планируете играть вдолгую: PR — это долгосрочная работа над репутацией. Если вы планируете закрепиться на рынке не на сезон-два, а всерьез и надолго, вам, безусловно, понадобится четкое позиционирование, которое будет отличать вас от конкурентов и сделает ваш бренд узнаваемым у аудитории.
  3. Вы готовы инвестировать в PR, не ожидая мгновенных результатов. Существенно повысить лояльность аудитории к незнакомому бренду за месяц — это утопия. В среднем, эффективность продвижения, начатого с нуля, можно оценить через 3-6 месяцев.

PR — это мощный инструмент, который может значительно повлиять на успех вашего бизнеса. Однако важно понимать, что это не панацея от всех бед. Прежде чем начинать работу с репутацией, тщательно проанализируйте свою ситуацию и определите, действительно ли вам это нужно. Такой экспресс-анализ позволит сформировать реалистичные ожидания от работы пиарщика, а в некоторых случаях и вовсе убережет от ненужных трат.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.