Как сфокусироваться на рабочих задачах и не прокрастинировать?

Как сфокусироваться на рабочих задачах и не прокрастинировать?

Алексей Шашкин
Автор:
Менеджер по продукту хостинг-провайдера SpaceWeb

За 11 лет работы на руководящих должностях в IT-компании я набрал много опыта в том, что касается планирования, тайм-менеджмента, фокусирования на задачах и проектах. Главный полученный мною урок: люди индивидуальны, нет универсального метода выхода на максимальную продуктивность, который подошел бы каждому. Меняются люди, меняются условия работы, меняются условия жизни. Поэтому важно найти подходящий для себя ритм работы и не бояться его менять.

Да, бывают задачи, за которые страшно браться. А есть и такие, которыми заниматься вообще не хочется. В итоге сроки горят, а идеи бесконечно сваливаются в огромный ящик отложенных дел. И часто во всем винят ее — прокрастинацию. И начинают с ней бороться!

На мой взгляд, с прокрастинацией нужно не бороться, а дружить. Принять возникшее желание отвлечься как естественное желание организма. Возможность подумать еще раз: а так ли важно то, что нужно сделать сейчас? На что я хочу отвлечься: от работы в целом или мне неприятна именно эта задача? Может, я где-то ошибся в планировании или задача, которая казалось важной и срочной, на самом деле, не такая важная и срочная? А может, я просто не могу сейчас делать эту работу, и у мозга нет ресурса на нее? В общем, стараюсь слушать себя и анализировать, почему возникает желание отложить работу в сторону. К тому же часто оригинальные и изящные решения приходят, когда занимаешься чем-то совершенно посторонним. Поэтому лучше превратить желание смены деятельности в осознанный подход к работе.

Впрочем, иногда проявление прокрастинации — это сигнал о выгорании, накопленной усталости. И это тоже важно не пропустить. Ведь выгорание — опасная вещь. Если проигнорировать, то под удар попадает не только карьера, но и здоровье.

Как бороться с прокрастинацией

Как же жить? Ведь есть задачи, которые откладывать нельзя: есть сроки и дедлайны. Справляться с ними мне, например, помогают стандартные методы. Стараюсь заранее продумать план работ по проекту, разделить их на малые итерации, вплоть до «создать таблицу в гуглдоках». Такой подход помогает понять, сколько времени уйдет на каждый этап, понять на каком шаге есть риски заминок, зависимостей, вопросов.

Возможно, часть таких этапов стоит отложить или делегировать. План — всему голова! По нему получается ехать как по рельсами и подкреплять себя дофамином после каждого завершенного пункта. Это воодушевляет. И даже большие и жуткие проекты становятся решаемыми. Итого: к большим проектам нужно относиться серьезно и тщательно их планировать. Тогда совсем не страшно начинать.

Однако бывает иначе. Бывают маленькие рутинные задачки, которые так и хочется иногда отложить на завтра, ведь никто кроме меня не будет их проверять. К примеру, держать в порядке бэклог или проанализировать отзывы клиентов. Подкрадывается мысль: там же совсем немного, сделаю завтра. И вот через месяц в бэклог неприятно заглядывать, а разобраться в десятках и сотнях устаревших отзывов совершенно невозможно. Сфокусироваться на таких задачах мне помогает простенький бот-напоминатор в Telegram, он отправляет сообщения в заданное время с заданным периодом. И пока я не нажму на «Готово», он будет повторять мне «Проверь», «Есть идея» или «Собери документы с поставщиков». То есть я заранее выделяю даты и время для таких задач, но могу забыть о них. Тогда просто беру и делаю, когда приходит напоминание. Такой подход удобен тем, что я не забиваю календарь мелкими делами и не пытаюсь помнить обо всех таких микрозадачках. Зато не забываю их делать и не пытаюсь потом вернуться в прошлое и ударить себя камнем. Итого: не фокусируюсь на мелочах, не держу их в голове, а просто делаю, когда приходит время.

Рекомендации для новичков

И немного о личном опыте, который, надеюсь, тоже кому-то поможет найти свой ритм. Я из тех людей, кто часто делает «в последний момент». Когда только получил первую руководящую должность, то такой подход часто подводил. Поэтому стал упорно пытаться измениться и начать делать задачи заранее. Но, откровенно говоря, ничего из этого не вышло. К сдаче я забывал, с чего всё начиналось, и сам не узнавал результаты своего труда. Так что в итоге смирился и теперь продолжаю делать «в последний момент». Но сам «последний момент» всегда ставлю на какое-то время раньше реального дедлайна. Закрепляю сроки с коллегами и спокойно сажусь за работу тогда, когда уже приближается «надо» или когда «уже горит». Такой подход меня мотивирует сделать задачу быстро, качественно и актуально. А запас по времени позволяет внести коррективы. Особенности такого мышления позволяют мне две недели размышлять и осмысливать проект. А затем за вечер его подготовить, чтобы утром перечитать, подправить и сдать.

По итогу скажу, что бояться прокрастинации не нужно. Вместо этого ее можно использовать для роста собственной продуктивности как работника, так и сохранять рабочий настрой на протяжении всего рабочего времени.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Личные границы. Как их найти и обозначить окружающим? 1055 27.4.2024 Личные границы. Как их найти и обозначить окружающим?

Почему важно отстаивать личные границы Нарушение наших личных границ вызывает ...

Как правильно уволиться с выгодой для себя и компании? 1055 27.4.2024 Как правильно уволиться с выгодой для себя и компании?

Есть мнение, что увольнение — это что-то негативное и многие ...