
Измените мышление — станете предпринимателем

Чем кардинально отличается работа владельца бизнеса от работы управленца? Где проходит граница, что делает один и чего не делает другой?
Три основных отличия в двух этих должностях
Во-первых, владелец бизнеса постоянно ищет новые возможности, пробует новые продукты и ниши. А управленец выполняет его указания. У него картина мира наемного сотрудника.
Во-вторых, владелец бизнеса ставит перед собой цели и достигает их: по объему рынка, обороту, прибыли. А управленец принимает цели к исполнению.
И в-третьих, владелец бизнеса часто, но не всегда, стремится улучшить этот мир, создавая новый продукт, который делает жизнь клиента лучше. Тем самым он получает смысл своего дела, и это часто сильная мотивация. Управленец в лучшем случае подпитывается от идей предпринимателя, а в худшем случае просто не понимает этого, типа «барин чудит».
Основная разница в мышлении
Вроде бы это обычная граница мышления между предпринимателем и наемным сотрудником, которая принята в нашем обществе. Однако, согласно теории спиральной динамики, которую мы описали в книге «Спиральная динамика для бизнеса», картина мира человека может развиваться, эволюционировать. И сейчас появляется всё больше и больше организаций, в которых поддерживается идея о том, что и наемный сотрудник может предлагать новые идеи, брать на себя ответственность за их реализацию, ставить и достигать цели, а также получать на работе смысл своей жизни. Такие компании принято называть «бирюзовыми», но мы считаем, что это просто следующий уровень игры, который становится доступен сейчас всё большему и большему числу компаний.
Вот живой пример: на стратегической сессии в одной крупной клининговой компании топ-менеджеры жаловались на то, что рядовому персоналу, то есть клинерам, ничего не надо и их невозможно заставить предлагать улучшения. Однако присутствующий здесь собственник бизнеса в конце первого дня сессии просто взял флипчарт и поехал в ближайший объект, в котором убиралась их компания.
Он собрал 15 сотрудников и спросил их, в чем они видят неэффективность, что они могли бы улучшить, где теряет компания. И в течение одного часа они назвали и записали пятнадцать идей. На следующий день стратегической сессии идеи обсудили и сформировали план действий.
Одна из реализованных идей из этих идей заключалась в том, чтобы давать клинерам устойчивую к химии обувь, так как под действием реагентов ботинки изнашивались всего за месяц и их приходилось менять за счет компании, что считалось нормой. В итоге закупили новые, в два раза более дорогие ботинки, но которые служили больше года.
Через год экономический эффект от внедрения идей, предложенный рядовыми сотрудниками, составил более двух миллионов долларов!
Реальный пример различия работы владельца и управленца
Еще одна история про отель, который обычно в межсезонье простаивает и живет на деньги, заработанные в сезон. Руководство отеля решило организовать команды хедлайнеров бизнесов, которые хотят попробовать себя в роли предпринимателей, зарабатывая деньги благодаря инфраструктуре, репутации и рекламе отеля.
Так в 2022–2023 годах в команде отеля оказалось 45 хедлайнеров, причем все они не топ-менеджеры, а линейный персонал: горничные, рекрутеры и т. д. Они генерировали бизнес-идеи с расчетом экономики проектов. Таким образом, родилось 35 бизнес-идей, каждую из которых далее коллективно рассматривали.
Из хедлайнеров, которые решились и начали двигать свои идеи, собрали команду для продвижения и развития проектов. Оставшиеся 80% сотрудников привлекли к работе в этих проектах. В результате многие проекты выстрелили и успешно работают. В межсезонье отель заработал свыше 5 млн без дополнительных вложений.
Нематериальный результат: сотрудники, которые занимались бизнес-идеями, прошли трансформацию. Они почувствовали себя предпринимателями, начали более глубоко понимать внутренние процессы и, как следствие, стали более осознанно подходить к своей работе. Этот опыт помог увидеть компанию как живой организм и сбалансировать полномочия и ответственность. 98% сотрудников ставят себе задачи сами.
Так что в каждом человеке есть потенциал предпринимательства, главное создать пространство для раскрытия этого потенциала.

Каждый, кто работает с контентом, рано или поздно сталкивается с ...

Страх остаться без денег в какой-то мере присутствует у всех. ...

Прежде чем понять, как создавать контент с помощью ИИ, стоит ...

На мой взгляд, причин неудач в соцсетях достаточно много. Я ...