Пассивно-агрессивные руководители: в чем опасность для бизнеса?

Пассивно-агрессивные руководители: в чем опасность для бизнеса?

Нина Рубштейн
Автор:
Предприниматель
Автор книги «Лидерами становятся»

Пассивная агрессия — психологическое явление, при котором создается неприятная, дискомфортная атмосфера в коллективе: ядовитые шутки, двойные послания (то ли да, то ли нет), ответы вопросом на вопрос, игнорирование и так далее.

Можно думать, что это связано с культурой общения конкретных людей или со строгостью руководства, но это не всегда так.

Простые правила хорошей команды

Коллектив долго и продуктивно существует только при трех условиях:

  1. Есть общая цель, и все ее разделяют.
  2. Каждый старается вписаться в группу, где-то отказываясь от свободы действий ради общего результата.
  3. У каждого есть возможность реализовать свои личные задачи в рамках общей.

Допустим, вы лидер этой команды и собрали именно таких людей. Они готовы работать вместе и всё, казалось бы, должно идти как по маслу, но нет: кто-то опаздывает, кто-то время от времени допускает ошибки, кто-то забывает важные детали, ведет себя неадекватно, атмосфера команды наполнена напряжением.

Многие начинают искать причины в системах мотивации или организации работы, а кто-то просто точит зуб на подчиненных, полагая, что ему просто не повезло с людьми, он ошибся, когда их выбирал.

Но часто причина не в мотивации и не выборе людей, а в том, есть ли у сотрудников возможность (внутренняя, психологическая и внутренняя, связанная с культурой коллектива) проявлять свои реальные отличия от других, выражать другую точку зрения, корректировать что-то в общей работе, сообщать, если что-то идет не так.

Причины пассивной агрессии в коллективе

Если исключить нездоровый характер и допустить, что все ваши сотрудники психически адекватные люди, причину нужно искать в тревоге самого лидера.

Тревожный лидер предпочитает всё контролировать и занимается микроменеджментом, чем рано или поздно сильно утомляет подчиненных. Не имея возможности выразить протест по этому поводу или в случае, если этот протест всегда погашается лидером или правилами команды, агрессия подчиненного из прямой превращается в скрытую и выражается в виде сопротивления продуктивной деятельности. Причем, сам сотрудник не всегда это осознает.

Если лидер боится конфликтов в коллективе и старается угодить всем сотрудникам, личные потребности участников команды накапливаются. У них это вызывает скрытое раздражение, что также приводит к «ядовитой» атмосфере и пассивному сопротивлению в выполнении задач.

Если лидер склонен воспитывать всех кнутом, окриком, оскорблениями (распространенный русский стиль), манипуляциями, эмоциональным давлением или шантажом, считая, что это единственное средство мотивировать сотрудников, у них развивается толерантность к психологическому насилию. Как правило, такие сотрудники просто игнорируют самого руководителя и рабочие задачи.

Что делать, если атмосфера уже отравлена

Во-первых, глубокий вдох и выдох. Вы не первый и не последний руководитель, который учится на своих ошибках. Лидеры вообще склонны игнорировать свое реальное влияние на людей, а потому попадают в классические лидерские ловушки.

Во-вторых, проанализируйте свои внутренние причины такого стиля управления: возможно, нужно работать не с коллективом, а со своими привычками, решить внутренние проблемы, которые заставляют вас быть тревожным или агрессивным.

В-третьих, если ваша команда всё же вам доверяет и уважает вас, ей стоит сказать, что прежний стиль организации работы не приносит результата, который бы радовал всех. Подчеркните, что вы это видите по своим наблюдениям (перечислите факты) и пришло время реорганизовать работу и/или поменять правила.

А вот как реорганизовать и какие правила нужно будет внедрять, нужно разработать со специалистом по групповой динамике.

Многие лидеры полагают, что сотрудники — взрослые люди, сами должны всё понимать и правильно делать, реагировать и решать коммуникативные проблемы в команде. Но. если бы все сотрудники были такими же психологически зрелыми как их руководители, то они сами были бы начальниками.

Грамотное сопровождение психологической атмосферы в команде является такой же ответственностью лидера, как и развитие команды, обеспечение ее ресурсами и разработка стратегии. В управлении очень важно помнить, что основная работа управленца — это общение с людьми.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Личные границы. Как их найти и обозначить окружающим? 1065 27.4.2024 Личные границы. Как их найти и обозначить окружающим?

Почему важно отстаивать личные границы Нарушение наших личных границ вызывает ...

Как правильно уволиться с выгодой для себя и компании? 1064 27.4.2024 Как правильно уволиться с выгодой для себя и компании?

Есть мнение, что увольнение — это что-то негативное и многие ...