Как вовремя распознать разлад в коллективе и создать благоприятную атмосферу для работы?

Как вовремя распознать разлад в коллективе и создать благоприятную атмосферу для работы?

Алексей Максимченков
Автор:
Бизнес-ментор

Внимательный руководитель может заметить разлад в коллективе еще на ранних стадиях. Преобладание сарказма в общении, периодические колкие высказывания в адрес друг друга, выходящие за рамки конструктивности споры, наговаривания друг на друга — всё это говорит о том, что руководителю необходимо оперативно включаться в ситуацию и принимать меры по возвращению баланса в рабочей среде.

Как определить, что в команде возрастает стресс

Часто на стрессовую ситуацию в коллективе указывает ухудшение результативности команды. Кроме того, об этом могут говорить и изменения в поведении сотрудников. Если вы чувствуете, что команда начинает терять равновесие, тогда проанализируйте следующие факторы:

  • в компании снизилась вовлеченность в рабочий процесс: на оперативках сотрудники предлагают меньше идей, чем раньше;
  • уменьшились показатели выполнения KPI;
  • не получается справиться с привычными объемами работы;
  • сотрудники регулярно срывают дедлайны;
  • в коллективе царит атмосфера враждебности и неприязни друг к другу.
  • к новичкам зачастую относятся пренебрежительно.

Лучше регулярно оценивать моральное состояние сотрудников, не дожидаясь тревожных звоночков. Подобная профилактика поможет вовремя предотвратить появление нездоровой атмосферы в коллективе. Когда работники видят заинтересованность и поддержку со стороны руководства, это укрепляет их желание преодолеть трудности. Также растет и репутация начальника в глазах подчиненных.

Способы оценки состояния сотрудников

  • Классические опросники и анкеты. Например, протокол интервью STRAIN, на основе которого оценивается воздействие стрессовых факторов не только в рабочее время, но и за его пределами. Опросник достаточно информативен и позволит объективно оценить уровень стресса в коллективе. Прохождение займет минимум 20 минут, помимо этого понадобится время на анализ и интерпретацию результатов.
  • Check in. Руководителю компании минимум раз в 2 недели стоит мониторить психологический климат в команде и интересоваться у работников об их настроении. Результаты нужно фиксировать, чтобы при отрицательной динамике была возможность оперативно среагировать. Например, провести совместный турнир по теннису, выехать с командой на природу, поучаствовать в интеллектуальном квизе.
  • Метод обратной связи. Для получения более детализированной картины состояния сотрудника, лучше узнать как его воспринимают коллеги. Возможно, сотрудник не может объективно оценить свое моральное состояние, а взгляд со стороны позволит вовремя прийти ему на помощь при необходимости.

Если вы поймете, что уровень стресса в команде настолько высокий, что мешает эффективно работать, то нужно найти способы, как его снизить.

Способы создания благоприятной атмосферы в коллективе

  • Совместное обучение. Обучение может быть как и по повышению специальности и развитию профессиональных навыков, так и психологическое. Во время совместных психологических тренингов сотрудники лучше узнают о характерах друг друга, причинах определенного поведения, научатся слушать и уважать друг друга, поймут какой подход в общении подходит для каждого из сотрудников и, конечно же, станут ближе друг к другу.
  • Мероприятия, направленные на совместную работу. Одним из способов создания благоприятной атмосферы является совместная творческая и социальная работа. Это могут быть проекты, помогающие благотворительным фондам (проведение благотворительных ярмарок, общественные работы).
  • Корпоративные мероприятия. Все знают корпоративы как вечеринку в ресторане с музыкой и танцами, однако это не лучшее решение для сплочения команды. Завести друзей на таком корпоративе можно, однако в работе это не всегда играет на руку. Замечательной альтернативой станут совместные поездки на природу, в другие города. Можно также рассмотреть совместный отдых с сотрудниками других компаний по подобию лагерных мероприятий с конкурсами, соревнованиями и играми в группах. Такое мероприятие поможет раскрыть личностные качества каждого сотрудника, сплотить коллектив и дать четкое понимание важности работы в команде.
  • Выручка от совместной работы. Совместная цель всегда объединяет. На общем собрании можно объявить о выручке, которую необходимо добиться, чтобы каждый сотрудник получил от нее дополнительный процент. Также важно объяснить важность вклада каждого сотрудника, включая даже уборщиц. Для достижения цели нужно помогать друг другу и работать как единый слаженный организм.

Заключение

Не стоит забывать об индивидуальном подходе. Например, интровертам больше будет полезен личный разговор с руководителем, а для восстановления психологического равновесия можно предложить, например, частные занятия йогой. Экстравертам подойдет более активная коммуникация: обмен идеями с коллегами, командные виды спорта, неформальное общение вне работы.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Личные границы. Как их найти и обозначить окружающим? 1022 27.4.2024 Личные границы. Как их найти и обозначить окружающим?

Почему важно отстаивать личные границы Нарушение наших личных границ вызывает ...

Как правильно уволиться с выгодой для себя и компании? 1024 27.4.2024 Как правильно уволиться с выгодой для себя и компании?

Есть мнение, что увольнение — это что-то негативное и многие ...