Как вовремя распознать разлад в коллективе и создать благоприятную атмосферу для работы?

Как вовремя распознать разлад в коллективе и создать благоприятную атмосферу для работы?

Алексей Максимченков
Автор:
Бизнес-ментор

Внимательный руководитель может заметить разлад в коллективе еще на ранних стадиях. Преобладание сарказма в общении, периодические колкие высказывания в адрес друг друга, выходящие за рамки конструктивности споры, наговаривания друг на друга — всё это говорит о том, что руководителю необходимо оперативно включаться в ситуацию и принимать меры по возвращению баланса в рабочей среде.

Как определить, что в команде возрастает стресс

Часто на стрессовую ситуацию в коллективе указывает ухудшение результативности команды. Кроме того, об этом могут говорить и изменения в поведении сотрудников. Если вы чувствуете, что команда начинает терять равновесие, тогда проанализируйте следующие факторы:

  • в компании снизилась вовлеченность в рабочий процесс: на оперативках сотрудники предлагают меньше идей, чем раньше;
  • уменьшились показатели выполнения KPI;
  • не получается справиться с привычными объемами работы;
  • сотрудники регулярно срывают дедлайны;
  • в коллективе царит атмосфера враждебности и неприязни друг к другу.
  • к новичкам зачастую относятся пренебрежительно.

Лучше регулярно оценивать моральное состояние сотрудников, не дожидаясь тревожных звоночков. Подобная профилактика поможет вовремя предотвратить появление нездоровой атмосферы в коллективе. Когда работники видят заинтересованность и поддержку со стороны руководства, это укрепляет их желание преодолеть трудности. Также растет и репутация начальника в глазах подчиненных.

Способы оценки состояния сотрудников

  • Классические опросники и анкеты. Например, протокол интервью STRAIN, на основе которого оценивается воздействие стрессовых факторов не только в рабочее время, но и за его пределами. Опросник достаточно информативен и позволит объективно оценить уровень стресса в коллективе. Прохождение займет минимум 20 минут, помимо этого понадобится время на анализ и интерпретацию результатов.
  • Check in. Руководителю компании минимум раз в 2 недели стоит мониторить психологический климат в команде и интересоваться у работников об их настроении. Результаты нужно фиксировать, чтобы при отрицательной динамике была возможность оперативно среагировать. Например, провести совместный турнир по теннису, выехать с командой на природу, поучаствовать в интеллектуальном квизе.
  • Метод обратной связи. Для получения более детализированной картины состояния сотрудника, лучше узнать как его воспринимают коллеги. Возможно, сотрудник не может объективно оценить свое моральное состояние, а взгляд со стороны позволит вовремя прийти ему на помощь при необходимости.

Если вы поймете, что уровень стресса в команде настолько высокий, что мешает эффективно работать, то нужно найти способы, как его снизить.

Способы создания благоприятной атмосферы в коллективе

  • Совместное обучение. Обучение может быть как и по повышению специальности и развитию профессиональных навыков, так и психологическое. Во время совместных психологических тренингов сотрудники лучше узнают о характерах друг друга, причинах определенного поведения, научатся слушать и уважать друг друга, поймут какой подход в общении подходит для каждого из сотрудников и, конечно же, станут ближе друг к другу.
  • Мероприятия, направленные на совместную работу. Одним из способов создания благоприятной атмосферы является совместная творческая и социальная работа. Это могут быть проекты, помогающие благотворительным фондам (проведение благотворительных ярмарок, общественные работы).
  • Корпоративные мероприятия. Все знают корпоративы как вечеринку в ресторане с музыкой и танцами, однако это не лучшее решение для сплочения команды. Завести друзей на таком корпоративе можно, однако в работе это не всегда играет на руку. Замечательной альтернативой станут совместные поездки на природу, в другие города. Можно также рассмотреть совместный отдых с сотрудниками других компаний по подобию лагерных мероприятий с конкурсами, соревнованиями и играми в группах. Такое мероприятие поможет раскрыть личностные качества каждого сотрудника, сплотить коллектив и дать четкое понимание важности работы в команде.
  • Выручка от совместной работы. Совместная цель всегда объединяет. На общем собрании можно объявить о выручке, которую необходимо добиться, чтобы каждый сотрудник получил от нее дополнительный процент. Также важно объяснить важность вклада каждого сотрудника, включая даже уборщиц. Для достижения цели нужно помогать друг другу и работать как единый слаженный организм.

Заключение

Не стоит забывать об индивидуальном подходе. Например, интровертам больше будет полезен личный разговор с руководителем, а для восстановления психологического равновесия можно предложить, например, частные занятия йогой. Экстравертам подойдет более активная коммуникация: обмен идеями с коллегами, командные виды спорта, неформальное общение вне работы.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Почему косметический рынок России «не заметил» уход зарубежных брендов? 1028 29.9.2023 Почему косметический рынок России «не заметил» уход зарубежных брендов?

Из-за санкций многие зарубежные бренды косметики стали реже появляться на ...

Зачем бренду нужен маскот и какие задачи он решает? 1037 29.9.2023 Зачем бренду нужен маскот и какие задачи он решает?

Маскот — это забавный персонаж, который отражает ценности, миссию или характер ...

Бизнес в сфере развлечений: как не прогореть на первом мероприятии 1025 29.9.2023 Бизнес в сфере развлечений: как не прогореть на первом мероприятии

Нам кажется, что развлечения являются повседневной частью нашей жизни. Но ...