
Руководитель vs Исполнитель: кто есть кто?

Существует мнение, что руководителем становятся во взрослом возрасте, имея огромный опыт работы. Это не всегда так. Мой путь, как управленца, начался довольно рано. В 20 лет я впервые получила должность главного бухгалтера и помощника финансового директора в корпорации, а в 23 года уже самостоятельно создала подразделение бухгалтерского обслуживания в крупной юридической компании.
Сегодня я собственник компании бухгалтерского, кадрового и юридического аутсорсинга, основатель Центра защиты бизнеса, член Экспертного совета по предпринимательству Молодежного парламента при Госдуме РФ, основатель лицензированного центра обучения «Ваш Бухгалтер».
Руководитель рискует и берет на себя ответственность
Бухгалтерия стала делом моей жизни, поэтому мне было интересно погружаться в нее глубже, постоянно повышать квалификацию, следить за новостями и внедрять в свою практику что-то новое. Я не боялась брать на себя ответственность, поэтому когда в компании освободилось место главного бухгалтера, смело выдвинула свою кандидатуру. Компания занималась продажей погрузчиков, и в штате были другие бухгалтеры, надеявшиеся на повышение в должности. Сложно становиться лидером в юном возрасте среди более опытных коллег. Но я относила себя к тем, кто готов рисковать и брать на себя ответственность. Это одно из ключевых отличий исполнителя и руководителя.
Руководитель всегда знает ответ на вопрос: что нужно делать?. Подчиненный делает то, что ему говорят. Задача лидера показать вектор, направить сотрудников и дать четкую картину конечного результата, к которому стремится компания. Руководитель видит общий масштаб, исполнитель — только часть, которая приходится на его функционал.
Если сотрудник мыслит дальше своего участка, стремится получить и применить больше знаний, предлагает оптимизацию там, где возникают проблемы, стремясь к общей цели компании, то в большинстве случаев он будет замечен. Прогрессивным организациям нужны интересующиеся люди.
Как ставить себя в коллективе
Моя история стала ярким примером того, как назначение молодого и амбициозного бухгалтера на руководящую должность возмутило более опытных коллег.
Я помню, как штат из 10 бухгалтеров не хотел меня воспринимать всерьез. Для них тогда обычным делом было ответить на входящий звонок банальным: «Алло». Я же, сняв трубку, приветствовала собеседника, называла организацию и свои фамилию, имя. Некоторое время спустя я заметила, что бухгалтеры стали использовать мой формат приветствия по телефону. По этому косвенному признаку я поняла, что меня приняли как лидера. Дальше уважение ко мне только росло. Под конец моей работы в этой организации нас с моими подчиненными уже многое связывало и расставаться нам было грустно.
Другой случай был уже в производственной компании, когда на одну из руководящих должностей в бухгалтерии назначали меня, а не штатного сотрудника. Коллектив встретил меня ледяным молчанием. Я поняла, что уважение у коллег мне придется заслужить. Случай для этого скоро представился.
У одного из бухгалтеров произошел сбой в компьютере, стало невозможным проведение срочной бухгалтерской операции. В штате сотрудников программист не числился. Я вызвалась помочь, хотя сама не понимала, как это сделаю: программу я видела впервые. Помню, как помолилась, села за компьютер и каким-то неведомым для себя образом смогла произвести операцию. С тех пор коллеги начали относиться ко мне по-другому.
Ошибки начинающих управленцев
Основная ошибка начинающего руководителя — желание всё взять под контроль. Наверняка многие встречали тоталитарного начальника, который не слушал, часто был оторван от реального положения дел и не умел выстраивать коммуникации. Такой подход исключает объективное видение всех внутренних процессов и блокирует инициативы подчиненных.
Обе проблемы не приведут компанию к экономическому росту и не сформируют благоприятной атмосферы внутри коллектива. Лучше всего проблемы и пути оптимизации известны сотрудникам, которые каждый день работают на своем участке. Если прислушаться к ним, всегда можно найти решение. Здесь также важно соблюдать субординацию, не идти на поводу у подчиненных, а анализировать загруженность и сохранять объективность.
Резюме
Быть руководителем значит быть мудрым.
Не стоит стараться во всем быть лучшим, вы не обязаны владеть в совершенстве каждым участком работы подчиненных. Важно общее понимание процессов внутри организации и конструктивный диалог с подчиненными. Иногда полезно остаться в роли наблюдателя и дать сотрудникам почувствовать себя нужными. Руководитель не должен бояться, что работник в каком-то вопросе разбирается лучше. Только с сильными подчиненными может вырасти сильная организация, если все участники идут к одной цели.
В результате проявленной руководителем мудрости и терпения его подчиненный выполнит возложенные на него задачи на 100%, потратит на это меньше ресурсов, да еще и замотивирует всех остальных сотрудников.

Вопрос о том, что важнее для успеха — сила воли, ...

Любая проблема человека требует решения. Стартап как раз способен давать ...

«Я неудачник!» Многие из нас когда-то так говорили или думали ...

Меня зовут Татьяна Ковтун. Я инвестор в недвижимость, декоратор и ...