Как оценить объем и емкость рынка

Как оценить объем и емкость рынка

Емкость рынка — показатель, без знания которого предприниматель не сможет развивать бизнес. Показатель представлен разными видами, каждый из которых применяется в определенной ситуации, для расчета могут использоваться разные формулы.

Особенности емкости и объема рынка

Емкость рынка — загрузка, при которой продукцию можно продать за установленный промежуток времени в условиях определенного региона. Объемом называется то, что было реализовано в установленные сроки.

Данные показатели напрямую зависят от особенностей предпринимательской деятельности, характеристик продукции, а также предлагаемого клиентам товарного ассортимента.

Кроме того, могут повлиять следующие факторы:

  • сезонность;
  • политическая ситуация;
  • налоговая политика страны;
  • покупательская способность.

Важно обратить внимание, что оценка действия вышеперечисленных факторов возможна только в совокупности.

Необходимость расчета емкости и объема рынка

Данные показатели рассчитываются для того, чтобы предприниматель мог оценить позицию организации на рынке, а также составить эффективный бизнес-план.

На основании результатов принимаются важные решения:

  • расширение или сокращение производства;
  • разработка, выпуск нового продукта, услуги;
  • внесение коррективов в отдельные изделия в соответствии с пожеланиями покупателей.

Многие из бизнесменов допускают ошибки, принимая решение нарастить производство без оснований. Отсутствие аналитики может привести к тому, что компания полностью утратит способность конкурировать с аналогичными предприятиями, а прибыль значительно сократится. Кроме того, тщательный анализ помогает контролировать траты и доходы проекта.

Разновидности объемов рынка

При проведении анализа емкость рынка может быть представлена тремя различными модификациями:

  • Потенциальная. Формируется максимальный показатель спроса на продукт для определенной ниши, который включает в себя спрос платежеспособных покупателей.
  • Фактическая. Направлена на отражение действительной картины. В качестве результатов расчетов представляется сумма реализованных продуктов.
  • Доступная доля рынка. Та, которую может занять компания в соответствии с особенностями предлагаемого изделия и его востребованности среди потребителей.

Особое внимание следует обратить на разницу между потенциальным и фактическим показателями: при минимальном разрыве предприниматель может запустить активную маркетинговую политику, цель которой — нейтрализовать и вытеснить конкурентов. В случае, если потенциал минимален, рекомендуется вкладывать средств в создание нового продукта.

Способы проведения расчетов

Чтобы оценить емкость рынка, специалисты используют несколько разных способов, которые можно сочетать между собой для повышения точности анализа.

При проведении расчетов потребуются данные:

  • расчетный период;
  • актуальные единицы измерения;
  • регион, на территории которого реализуется продукт;
  • количество представителей целевой аудитории;
  • средняя норма потребления выбранного товара в определенный временной промежуток;
  • средняя цена продукта.

Метод «норма потребления»

При проведении расчета используются показатели текущего спроса. Это позволяет определить количество покупок, совершенных за указанный период времени.

Метод «сверху вниз»

В качестве исходных данных используются отраслевые показатели выбранного рыночного сегмента. Для измерения емкости применяются рубли. Рекомендуется использовать только достоверные информационные источники.

Метод «от реальных продаж»

Способ расчета, актуальный для крупных компаний и предприятий. Применяются чеки уже совершенных покупок на товары выбранных категорий.

Это позволяет точно определить емкость рынка в штучном, финансовом и объемном измерениях для дальнейшей оценки ситуации на рынке.

Заключение

Объем рынка — это величина, которая измеряется количеством проданных товаров или их денежный эквивалент. Несмотря на то что некоторые из специалистов уверены, что емкость и объем — разные показатели, принято рассматривать их как синонимы.

Расчет емкости рынка является обязательным при необходимости составить прогноз, разработать стратегию или повысить конкурентоспособность предприятия на рынке. Совершение вышеперечисленных действий без расчетов может привести к упадку и сокращению прибыли организации.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Инфобизнес и инфоцыганство: находим различия 1035 30.3.2023 Инфобизнес и инфоцыганство: находим различия

Популярность онлайн-образования, как и удаленной работы, резко возросла в карантинный ...