На чем можно и на чем нельзя экономить предпринимателю в кризис

На чем можно и на чем нельзя экономить предпринимателю в кризис

Лала Мусаева
Автор:
Руководитель медицинской образовательной платформы UniProf

Пройдя через 3–4 кризиса, становишься неким кризис-менеджером для собственного бизнеса. Чтобы оставаться на плаву, важно предусматривать грядущие кризисы, предопределяя их исход, готовиться и планировать. Поэтому в процессе преодоления кризисных ситуаций, мы определили для себя 3 основных направления, на которых нельзя экономить.

На чем точно экономить не стоит

Реклама

Нельзя экономить на рекламе и трафике, потому что это источник денег. Реклама играет решающую роль в повышении узнаваемости бренда, привлечении новых клиентов и поддержании их лояльности. Эффективные рекламные кампании могут помочь оставаться конкурентоспособными в своей отрасли, расширять клиентскую базу и увеличивать продажи. Без рекламы компаниям будет сложно привлекать и удерживать клиентов, что может повлиять на их прибыль.

Кроме того, сокращение расходов на рекламу может затруднить донесение своего ценностного предложения и отличие от конкурентов. Это приводит к снижению узнаваемости бренда и лояльности клиентов, что затруднит удержание существующих клиентов и привлечение новых.

Нужно продолжать вкладываться в рекламные тесты, возможно, подходить к ним более рачительно. То есть, сначала тестировать на минимальном бюджете и только после того, как будут получены первые показатели, вкладывать больше средств.

Заработная плата

Нельзя экономить на выплатах сотрудникам и себе. Как вариант, можно пересмотреть систему мотивации. Именно так мы поступили в кризис, который был в марте–апреле прошлого года, когда сильно упали обороты. Изменили мотивацию так, что распределение кассы между сотрудниками осуществлялось в процентном соотношении, исходя из их предыдущих зарплат. Это позволило выплатить заработную плату всем и себе, так как у нас не было возможности выбирать, кто важнее, а кто менее важен, была задача поддержать всех.

Нельзя экономить именно на ключевых сотрудниках. Но в растущих компаниях нередко наблюдается тенденция к раздуванию штата. Это нормально и оправдано при быстром росте, когда за короткий промежуток времени приходится «набирать руки», но из-за скорости масштабирования в результате может оказаться так, что не все эти руки эффективны и действительно нужны. Возможно, достаточно было всего лишь дополнительно систематизировать и адаптировать определенные процессы. Поэтому, с точки зрения штата, важно критично смотреть на ситуацию, желательно раз в 3 месяца производить «утрясание» компании. Рассмотреть в реальности, кто и что делает. Ключевых сотрудников, естественно, оставить и поддержать в этот период, а на тех, без которых компания может обойтись, вполне можно сэкономить.

Качество продукта/услуги

На чем еще нельзя экономить, так это на качестве. Заявленное качество должно быть реализовано, в обратном случае компания может потерять преданных клиентов, амбассадоров.

Где можно сократить расходы

Мероприятия и офисные расходы

В онлайн-бизнесе можно экономить на различных офлайн-кампаниях или репутационных мероприятиях. Это не самое важное в период кризиса. Также можно минимизировать расходы на сервисы: оставить только необходимые для выживания, а на остальных сэкономить.

В случае офлайн-бизнеса минимизировать расходы по офису. Возможно, пересчитать расходы на логистику.

Чтобы предпринимателю продержать компанию в кризис, важно не экономить на ключевых сотрудниках, рекламе и маркетинге. Это главное.

Даже в самой непростой ситуации нужно стараться продолжать откладывать в резервные фонды. Как вариант, можно сократить эти суммы. Например, если до кризиса вы откладывали 10% или 5%, то теперь сократить до 5% или 1% соответственно, но всё равно продолжать это делать. Это крайне необходимо с точки зрения дисциплины.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Сложности бизнеса с азиатскими партнерами 1222 29.4.2024 Сложности бизнеса с азиатскими партнерами

Добиваться успеха — вполне естественное желание для человека. Все мы ...

5 шагов для работы над личными границами 1140 29.4.2024 5 шагов для работы над личными границами

Личные границы — это рамки дозволенности для другого человека, это ...

Топ-5 советов по работе с вовлечённостью 1109 28.4.2024 Топ-5 советов по работе с вовлечённостью

Вовлечённость — это эмоциональное и интеллектуальное состояние сотрудников, которое позволяет ...