PnL отчет о прибылях и убытках

PnL отчет о прибылях и убытках

PnL (profit and loss, P&L) — это показатель, который фиксирует разницу между общей суммой расходов и доходов бизнеса за определенное время. PnL отчет о прибылях и убытках, если выражаться в более привычных нам терминах. Отличие в том, что такой отчет предназначен для внутреннего использования. Также он может представлять интерес для инвесторов. Поэтому у него структура менее строгая, есть лишь общий алгоритм его создания.

Эта форма отчетности предполагает фиксацию доходов и расходов фирмы в момент, когда совершается операция. Например, если фирма воспользовалась отсрочкой платежа, то доходы отражаются в отчете, когда товар передан, а не когда поступили деньги. Благодаря этому PnL показывает реальную картину того, что происходит с финансами: количество денежных средств в кассе, на расчетном счету, а также размер задолженностей, как дебиторской, так и кредиторской.

Цели PnL-отчета

Такие документы помогают собственникам и менеджерам следить за финансовым состоянием фирмы, фиксировать малейшие изменения в показателях.

В частности, PnL отчет о прибылях и убытках предоставляет информацию о следующем:

  • сумме, которую заработала фирма и ее тратах на протяжении определенного периода (за месяц, за год и пр.);
  • товарах либо услугах, которые приносят максимальный доход;
  • доходных и убыточных бизнес-процессах;
  • статьях расхода, на которые тратится максимальное количество средств;
  • параметрах EBITDA и EBIT и, соответственно, информации о возможности бизнеса обслуживать свои долги;
  • чистой прибыли компании.

Вся эта информация отслеживается в динамике, что позволяет вовремя выявить слабые точки бизнеса. К примеру, если расходы выросли, а прибыль уменьшилась или осталась такой же, то следует выяснить, почему так произошло.

Для инвесторов такой отчет интересен в контексте анализа эффективности бизнеса. Из него можно выяснить, сколько заработала компания, как достигается баланс доходов и трат, какова предполагаемая прибыль к концу периода.

PnL поможет максимально эффективно использовать инструмент отсрочки платежей. Поскольку в любом бизнесе иногда возникают ситуации, когда продажа или оказание услуги оплачивается позже, чем они состоялись либо наоборот, компания получает товар или услугу, но оплату за них проводит позже, то нужен инструмент, который поможет четко видеть, сколько в реальности есть денег у компании. Использование PnL поможет избежать кассовых разрывов и отказа от выгодных инвестиций.

В информации из PnL отражается заработок фирмы, что позволяет тратить меньше, чем заработано. Именно оттуда станет понятно, может ли компания позволить себе инвестиции и останутся ли после этого средства на основные траты.

Обычно отчет PnL формируется в виде таблицы, которая содержит в себе доходы, расходы за определенное время, EBITDA, EBIT и чистая прибыль. Чаще всего для создания отчета используется специальная программа «1С» или ее аналоги. Если фирма небольшая, такой отчет можно сделать в таблице Excel.

Алгоритм расчета

Сначала фиксируют выручку, то есть все заработанные в результате деятельности средства. После этого вносят информацию о переменных (находящихся в зависимости от темпов продаж) и постоянных (которые присутствуют даже в отсутствие выручки) расходах. Затем рассчитывают показатель EBITDA — операционную прибыль (то есть до вычета налогов, процентов с кредитов, расходов на амортизацию). После этого фиксируется амортизация. Следующий шаг —  расчет EBIT, то есть суммы операционной прибыли, из которой вычитают амортизацию. Затем рассчитывают расходы на налоги и проценты по кредитам. Заключительный шаг —  вычисление чистой прибыли. Это средства, остающиеся после вычета расходов, уплаты налогов, процентов по кредитам и амортизации.

Итак, отчет PnL дает информацию о доходно-расходной сетке компании на протяжении определенного периода. При его составлении используют метод начисления, поэтому вся информация из него фиксируется в момент совершения операции, а не когда обязательства исполняются. Этот отчет — хороший инструмент для того, чтобы осуществлять контроль за состоянием финансов фирмы и следить за уровнем трат, не превышая расходы чрезмерно.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Топ-5 советов по работе с вовлечённостью 1159 28.4.2024 Топ-5 советов по работе с вовлечённостью

Вовлечённость — это эмоциональное и интеллектуальное состояние сотрудников, которое позволяет ...