Почему нужно бороться с перфекционизмом сотрудников

Почему нужно бороться с перфекционизмом сотрудников

Антон Назмиев
Автор:
Генеральный директор транспортной компании «Автобус1»

Компания «Автобус1» развивается настолько динамично, что за скоростью изменений порой сложно уследить не только рядовым сотрудникам, но и руководству. В связи с этим у нас сложилось представление о том, каким должен быть работник, чтобы трудиться в таком темпе, показывать результат и не сходить с ума. И, конечно же, мы знаем, каким наш работник быть не должен. В числе нежелательных качеств чрезмерный перфекционизм. Нет ничего плохого в том, что человеку хочется безупречно выполнять работу. Проблемы начинаются тогда, когда это стремление мешает результату.

С чего все начинается

Психологи считают, что перфекционизм уходит корнями в детство: завышенные требования родителей не отпускают ребенка и во взрослом возрасте, но на место вожделенных «пятерок» приходит страсть делать всё идеально на работе.

Бывает и так, что перфекционистом человека делает негативный опыт, прошлые неудачи и ошибки. Появляется страх, что если не делать всё идеально, то сложная рабочая ситуация повторится вместе с неприятными эмоциями. Как следствие, нездоровая страсть к совершенству во всем, чего он только ни коснется.

Перфекционизм может развиться и тогда, когда он неосознанно поощряется руководством: директор хвалит тех, кто сделал больше и лучше, настойчиво ставит их в пример, не обращая внимания на то, уместно ли такое старание в конкретном случае. Тогда грань между качественно выполненной и проваленной работой размывается. Люди, которые делают всё правильно, смотрят на «отличников», чувствуют себя неудачниками и тоже вступают в гонку за совершенством.

Чем всё может закончиться

Конечно, быть перфекционистом не всегда плохо. Есть профессии, в которых это качество способно принести пользу своему владельцу и компании в целом, а где-то стать причиной множества проблем и даже разрушить карьеру.

Жгучее желание делать все идеально не всегда деструктивно. Есть профессии, где приветствуется умение систематизировать информацию, проверять большое количество данных, исправлять ошибки. Например, если рвение к безупречности проявляют бухгалтер, кадровик, корректор или контролер качества, то для компании снижаются финансовые, законодательные и репутационные риски. В результате довольны все.

А что если перфекционист оказался на должности, где важно не только правильно, но и быстро, смело, рискованно действовать?

В таком случае, рядового сотрудника ожидают:

  • постоянная тревога и страх ошибиться;
  • неудовлетворенность от работы;
  • боязнь сложных задач;
  • срыв дедлайнов;
  • снижение работоспособности и выгорание;
  • проблемы со здоровьем.

Пагубное влияние перфекционизма обычно чувствует и коллектив, так как атмосфера постепенно становится тревожной и гнетущей.

Если перфекционист — руководитель, то он испытывает сложности с делегированием, медленно принимает решения, как следствие, тормозит развитие компании. Его подчиненные в конце концов начинают вести себя как дети родителей-перфекционистов: привирать и преувеличивать свои результаты из страха не оправдать ожидания. Едва ли такая команда достигнет успеха.

Как решить проблему

Чтобы перфекционизм приносил пользу, а не вред, важно находить ему правильное применение. Если у вас в компании есть должности, на которых это качество сыграет в плюс, то можно смело рассматривать на них кандидатов-отличников. Если же вы ищете менеджера по продажам, пиарщика или топ-руководителя, то претендентов с избыточным перфекционизмом лучше отсеять на этапе собеседования.

Отслеживать проявления этого качества необходимо и среди действующих работников. Ведь оно может давать о себе знать не всегда, а, скажем, в период сильного напряжения или стресса. В таком случае перфекционизмом можно управлять.

К примеру, недавно мы поставили работнику задачу: собрать данные о компаниях, которые могут быть потенциальными заказчиками транспорта. Человек работал, старался, заполнял табличку долго и упорно, что-то добавлял, расширял и принес на проверку результат с почти сотней наименований. Оказалось, в стремлении сделать работу блестяще человек многое додумал, усложнил и в итоге сделал совсем не то, что требовалось.

Как работать с такими людьми:

  • Максимально четко ставить задачи, отмечая, что срок выполнения — это не менее важный критерий, чем остальные.
  • Не скупиться на похвалу, если человек справляется.
  • Четко обозначать ожидаемые результаты и отслеживать промежуточные. Так вы избежите бессмысленного разрастания задачи.
  • Помогать работнику расставлять приоритеты.

Важно не забывать, что бесконтрольный перфекционизм вреден, причем как на уровне личности, так и на уровне компании.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Сложности бизнеса с азиатскими партнерами 1162 29.4.2024 Сложности бизнеса с азиатскими партнерами

Добиваться успеха — вполне естественное желание для человека. Все мы ...

5 шагов для работы над личными границами 1125 29.4.2024 5 шагов для работы над личными границами

Личные границы — это рамки дозволенности для другого человека, это ...

Топ-5 советов по работе с вовлечённостью 1096 28.4.2024 Топ-5 советов по работе с вовлечённостью

Вовлечённость — это эмоциональное и интеллектуальное состояние сотрудников, которое позволяет ...