Работать на позитиве: как создать комфортную обстановку в коллективе

Работать на позитиве: как создать комфортную обстановку в коллективе

Виктория Шухат
Автор:
Эксперт в сфере управления
Ведущая онлайн-программы для руководителей «Управленец»

На что влияет атмосфера в офисе

Это отнюдь не гипотеза, а абсолютно доказанный факт: чем комфортнее и позитивнее атмосфера в коллективе, тем эффективнее, мотивированнее сотрудники. Чем лучше отношения в коллективе, тем меньше требований к зарплате у подчиненных, тем выше скорость взаимодействия и обмена информационными потоками. Это означает, что никто ничего не забудет, исключена ситуация, что кому-то о чем-то не сообщат. Собственно, из горизонтальных коммуникаций складывается во многом успех всего предприятия.

Другой момент: у людей есть физическое стремление присутствовать в одном пространстве, им не в тягость задержаться на работе, они не считают минуты до конца рабочего дня. Сотрудники воспринимают коллектив как свою стаю, где всем можно доверять, все разделяют общие проблемы, цели, взгляды. Взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, партнерство, когда все заточены на общий результат, мотивированы общим лидерам — это всё признаки хорошего, здорового коллектива.

Тревожные звоночки

Я убеждена, что создание комфортной и благожелательной атмосферы в коллективе — святая миссия каждого руководителя. В этом вопросе управленец должен постоянно держать руку на пульсе. Как же понять, что в вашем офисе что-то неладно?

Присмотритесь к поведению подчиненных, прислушаетесь к разговорам. Конфликты, не связанные с деловыми вопросами, переход на личности, придирки к словам, внешности, манере поведения, перекладывание ответственности, стремление пораньше уйти с работы. Соответственно, чем хуже отношения в коллективе, тем больше требований к зарплате: «Хотите, чтобы я работал в этом змеином клубке? Платите за вредность!».

При этом токсичным может быть не только коллектив, но и руководитель. Если из подразделения в течение года увольняются три сотрудника, стоит очень внимательно присмотреться к человеку, который его возглавляет.

Комфорт как мотивация

Как действовать, если в вашем коллективе явно нездоровая обстановка? Прежде всего, изучаем тему нематериальной мотивации персонала. Со своими студентами мы осваиваем порядка 50 различных приемов, которые затрагивают все зоны и все сферы жизни. Стоит посмотреть, насколько уютно, красиво, комфортно, тепло, не шумно люди устроены. Как обустроен их быт, питание, отдых во время перерыва. Насколько им приятно находиться в офисе, как обеспечены их физиологические потребности.

Очень часто конфликты возникают, когда люди вынуждены оспаривать более комфортное рабочее место, стол возле окошка, тихий кабинет. Я наблюдала много раз, как внутри одного предприятия в разных подразделениях по-разному устроен быт сотрудников. Там, где руководитель позаботился о комфорте подчиненных, никогда не бывает проблем с кадрами. А там, где этого нет, постоянно не хватает людей, царят дрязги и взаимная неприязнь.

Доброе слово и клерку приятно

Атмосфера в коллективе напрямую связана с умением или неумением руководителя хвалить своих подчиненных, воспитывать у них привычку не скупиться на комплименты друг для друга. Железный командообразующий принцип гласит: ругаем всегда с глазу на глаз, а хвалим на людях.

Есть очень простое упражнение, которое вы можете использовать на любом совещании. Вы делите подчиненных на пары и предлагаете рассказать друг другу, что хорошего было на этой неделе, чего смогли достичь. После этого каждый сотрудник презентует достижения своего напарника. Это дает невероятный результат. Потому что люди всегда стесняются рассказывать о своих достижениях. Но когда о них прилюдно говорят другие, каждый испытывает эйфорию, восторг, душевный подъем.

Чем пахнет в офисе?

Попробуйте принести в офис малиновое варенье или булочки с корицей. И увидите, какое воодушевление появится на лицах сотрудников. Заведите традицию, когда все друг друга угощают, приносят в офис разные вкусности. Периодически заказывайте пиццу и роллы. Совместная еда — это ритуал, который раскрепощает и сближает людей. Если человек, с которым вы конфликтуете, угощает вас булочками и яблоками из своего сада, вы наверняка измените к нему отношение.

Приглашайте сотрудников на совместные просмотры матчей или фильмов, если в офисе есть большой экран. Организуйте поход в боулинг или поездку в приют для животных. Для создания команды очень важны совместные переживания и эмоции, не связанные с работой. Повесьте в офисе дартс или баскетбольную сетку. Если у большинства ваших сотрудников есть дети, организуйте для них праздники. Всё, что вы сделаете для детей, люди не забудут.

Очень сближает коллег совместное обучение, тренинги, командообразование. Самый эффективный инструмент — стратегическая сессия, на которой присутствуют все сотрудники: от курьера до генерального директора. Все абсолютно на равных обсуждают будущее компании. Это формирует чувство сопричастности, когда люди заняты общим делом и каждый влияет на результат.

Я очень надеюсь, что вы задумаетесь над атмосферой в вашем коллективе и создадите команду мечты. Когда все будут приходить на работу с удовольствием, успехи компании и новые покоренные вершины не заставят себя ждать!

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Сложности бизнеса с азиатскими партнерами 1233 29.4.2024 Сложности бизнеса с азиатскими партнерами

Добиваться успеха — вполне естественное желание для человека. Все мы ...

5 шагов для работы над личными границами 1147 29.4.2024 5 шагов для работы над личными границами

Личные границы — это рамки дозволенности для другого человека, это ...

Топ-5 советов по работе с вовлечённостью 1114 28.4.2024 Топ-5 советов по работе с вовлечённостью

Вовлечённость — это эмоциональное и интеллектуальное состояние сотрудников, которое позволяет ...