Китайский в бизнесе. Учить или не учить?

Китайский в бизнесе. Учить или не учить?

Елена Жукова
Автор:
Директор сети языковых школ ILS

Насколько знание китайского необходимо сегодня в бизнес-среде? Подобным вопросом не задавался, пожалуй, только ленивый, как среди владельцев бизнеса, так и среди сотрудников международных корпораций. Анализ рынка труда тоже говорит сам за себя: по данным HH.ru, лишь за первый квартал 2023 года на портале было опубликовано свыше 3,8 тысяч вакансий для специалистов со знанием китайского. Стоит ли встраиваться в наметившийся тренд? Разбираемся вместе с директором сети языковых школ ILS Еленой Жуковой.

Почему стоит учить китайский для развития бизнеса?

Для начала остановимся на том, почему китайский может быть полезен с точки зрения развития вашего бизнеса или личностного бизнес-роста.

Стоит отметить, что рост китайской экономики, планомерно продолжающийся уже десятилетия, никто не отменял. И тренд этот меняться в ближайшее время не собирается. Так, согласно прогнозам МВФ, в 2023 году рост китайского ВВП ожидается до 5,2%, еще до 4,5% — в 2024. Безусловно, КНР еще разбирается с последствиями пандемии, однако, как видно из вышесказанного, после отмены ограничительных мер уже наблюдается явный подъем экономики.

Подобное положение дел демонстрирует, что китайские международные корпорации будут только укрепляться. С ними имеет смысл выстраивать контакт, в какой бы сфере деятельности вы не развивали свой бизнес. И, безусловно, любой контакт будет прочнее и эффективнее, если он осуществляется на родном языке ваших зарубежных партнеров. В странах Востока, к слову, это особенно актуально: традиции и культура там руководят всем, даже бизнес-процессами.

Если же вы не владелец компании, а специалист, который желает связать свою профессиональную судьбу с международной компанией, то, если вы владеете китайским, вам цены не будет в любой области. В 2022 году востребованность специалистов с китайским языком в активе возросла на 70% (было опубликовано 7,6 тысяч вакансий) по сравнению с 2021 годом. Превышение показателей допандемийного периода было более чем на 45%. В 2023 году лишь за первый квартал было размещено 3,8 тысяч вакансий для специалистов, владеющих китайским. Преимущественно такие сотрудники требовались компаниям, представляющим следующие отрасли: перевозки, логистика, ВЭД (9% от общего числа вакансий для китаистов); образовательные учреждения (9%); услуги для бизнеса (8%); товары народного потребления (непищевые) (7%) и розничная торговля (7%).

Если же смотреть статистику по профессиональным сферам, наиболее востребованными являлись специалисты из транспортно-логистической сферы, продаж и производства. Предложения о работе могли быть как с вариантом полного рабочего дня (81%), так и в формате гибкого графика и удаленки (11%). Неплохими были и условия по оплате труда: от 50 тыс. руб. (47%), от 90 тыс. руб.(29%), от 175 тыс. руб. (15%).

К слову, люди эти перспективы уже успели оценить и подхватили тренд. Так, спрос на изучение китайского языка в сети школ ILS среди взрослой аудитории вырос после февраля 2022 года в два раза, среди детской — в три.

Какие трудности ждут на этом пути?

Любого, кто начинает изучать китайский язык, ждут три основные проблемы:

  • Отсутствие алфавита. Если вы не знаете иероглиф, самостоятельно вы не сможете его прочитать, в отличие от слов в европейских языках. Помочь может электронный словарь, в котором можно вручную написать иероглиф и найти, как он читается и что обозначает. Помните, что иероглифов огромное множество и все не знают даже китайцы.
  • Многим уже известен факт о том, что китайский язык тоновый, существует 5 тонов в китайском языке: основных 4 и один нейтральный. В зависимости от тона либо же выражения прочтения, слога, меняется иероглиф и значение слова.
  • Диалекты. Китай — это большая и многонациональная страна, на территории которой проживает 56 национальностей, каждая из которых имеет свой язык. Несмотря на то, что все изучают традиционный китайский, то есть «Путунхуа» или «Мандарин», в школах и университетах, в каждой провинции есть свои особенности в произношении, а иногда и полностью отличаются названия одних и тех же вещей. В Китае часто жители северных провинций не понимают китайский жителей южных провинций.

Несмотря на все эти сложности, китайский язык и культура Китая безумно интересны, грамматика китайского языка одна из самых простых: нет времен, склонений и родов. И, например, выучив всего 5 слов на китайском, можно получить 15 слов на русском.

Учить или не учить?

Итак, насколько всё же целесообразно изучение китайского для бизнеса в текущих условиях при всех вышеописанных сложностях?

Учитывая, что влияние Китая, скорее всего, будет только расти, изучение языка, на наш взгляд, целесообразно. Конечно, всё зависит от сферы вашей деятельности. Если вы торгуете итальянскими кухнями, то вряд ли вам будет полезен именно китайский. Нужно проанализировать свой собственный случай.

Если же вы убедились, что китайский будет для вас перспективен, то вот еще один аргумент в пользу изучения китайского — плохое качество диджитал-перевода. Если английский можно легко переводить с помощью приложений, например, Google Translate, то китайский не освоен подобными технологиями. Перевод выходит очень плохо и совершенно непонятно. Соответственно, рассчитывать на технологии в ведении дел с представителями китайских компаний явно не приходится.

Есть вопросы, пожелания, предложения? Пишите нам,
мы обязательно ответим.

Сложности бизнеса с азиатскими партнерами 1042 29.4.2024 Сложности бизнеса с азиатскими партнерами

Добиваться успеха — вполне естественное желание для человека. Все мы ...

5 шагов для работы над личными границами 1036 29.4.2024 5 шагов для работы над личными границами

Личные границы — это рамки дозволенности для другого человека, это ...

Топ-5 советов по работе с вовлечённостью 1035 28.4.2024 Топ-5 советов по работе с вовлечённостью

Вовлечённость — это эмоциональное и интеллектуальное состояние сотрудников, которое позволяет ...